Культурный «дебилдинг»

Вчера на парламентских слушаниях в Госдуме глава Минкульта Александр Авдеев сравнил культуру в России с «приемным ребенком в плохой семье». Мысль чиновника нехитра: денег мало дают. А раз денег на культуру дают мало, то, по мнению Александра Авдеева, «из-за базисного недопонимания роли культуры и рождается то, что мы называем феноменом Манежной площади», очевидно имея в виду митинг молодежи на Манежной 11 декабря 2010 года. Чтобы молодежь не возмущалась, культурному ведомству надо начислять не 90 млрд рублей, а 200 млр­д. Особенно плохо, посетовал министр культуры, что большая часть денежных знаков идет на перестройку Большого театра и строительство второй сцены Мариинки.

Слово «культура» в переводе на русский значит «уклад». Вот, скажем, в Древнем Риме был такой уклад: если дали власти денег на постройку Колизея или акведука, то можно не сомневаться, объекты будут сданы в срок. В РФ иной уклад, иная культура. Например, начислили деньги налогоплательщиков на строительство второй сцены Мариинского театра, а сцены пока нет. Деньги на строительство начисляются, а строения нет. В советские времена подобное называлось строительным жаргонизмом «долгострой». Долгострой был особенностью советского уклада, советской культуры. Ныне времена изменились, и на смену советской культуре пришла культура юной двадцатилетней Российской Федерации. Явление осталось, культура изменилась. Потому имеет смысл назвать явление инновационно, модернизировав в духе времени. Названием таким представляется слово «дебилдинг» (от анг. building, to build с соответствующей приставкой).
Петербург весьма славен своими «дебилдерскими» проектами, которые успешно реализуются уже много лет. Самым известным, пожалуй, является «дебилдинг» «Охта Центра». Совсем недавно успешно завершен многолетний проект «Яма» у Московского вокзала. Похоже, что в процессе эффективной диверсификации может оказаться не только вторая сцена Мариинского театра, но и набережные на Обводном канале с «американскими мостами», стадион для ФК «Зенит» и т.д. И можно смело предположить, что культурная столица и впредь будет прирастать успешными «дебилдерскими» проектами.