По примеру высших сил

Если вокал премьер-министра стал самым громким благотворительным событием прошедшего года, то фото Тобольского кремля от президента -- самым дорогим. Все это отразилось и на средствах массовой информации, и на светской жизни. Десятки мероприя­тий: балов, концертов, аукционов, направленных на сбор средств в пользу благотворительных организаций, -- прошли не только в Москве и Петербурге, но и во многих других городах России.

Русская православная церковь активизирует социальное служение епархий, приходов и монастырей. В стороне не остался и бизнес. Глава «Интерроса» Владимир Потанин заявил о решении передать в течение ближайших 10 лет большую часть своего состояния (по оценке Forbes, в 2010 году оно составило $10,3 млрд) на благотворительность. Это произошло даже раньше, чем Уоррен Баффет и Билл Гейтс объявили о проведении кампании The Giving Pledge, в рамках которой они призвали богатейших людей США передать на благотворительные цели не менее половины своего состояния в течение жизни или после смерти.
Все эти факторы сказались на общей атмосфере в пользу благотворительности.
Хороший год
Руководители некоторых благотворительных организаций признают, что в прошлом году их сборы значительно возросли.
«Частные пожертвования от россиян составили 670 тыс. рублей (по сравнению с 200 тыс. в прошлом)», -- говорит директор БОО «Ночлежка» Зоя Соловьева.
В то же время организации, ориентированные на западное финансирование или государственные гранты, продолжали испытывать серьезные финансовые трудности в этом году. Те же, кто активно занимался фандрайзингом, выполнили бюджет и даже его перевыполнили. «Мы собрали почти в 2 раза больше, чем в предыдущем году, первый раз в жизни перешли за границу 100 млн рублей», -- подводит итоги координатор программ БФ «АдВита» Елена Грачева.
«Есть ощущение, что рынок массовых частных пожертвований растет. Это мы почувствовали, когда запустили сервис для благотворительных организаций «Вконтакте». Многие готовы помогать, когда для этого есть комфортные условия и удобный сервис», -- считает советник председателя правления БФ «Теплый дом» Александр Берковский. С момента запуска сервиса в начале октября 85 тыс. рублей были собраны усилиями 2 тыс. человек. Размер пожертвований -- от 5 до нескольких тысяч рублей.
Согласно исследованию Центра исследований гражданского общества ГУ-ВШЭ, за последние пару лет более половины россиян делали пожертвования. Правда, только эпизодически и небольшими суммами. Средний размер -- 1,6 тыс. рублей.
Активность рядовых граждан растет, хотя пока не идет в сравнение с активностью граждан развитых стран. В опубликованном осенью 2010 года Мировом рейтинге благотворительности, составленном фондом CAF, Россия заняла 138-е из 153 мест.
Новые кадры
Тренд этого года, который отметили многие НКО, -- приход в сектор квалифицированных кадров, в том числе людей из бизнеса. В итоге некоммерческие организации стали все больше использовать бизнес-подход. «В этом году в деньгах мы потеряли, поэтому пришлось вкладывать их более эффективно -- сосредоточиться на проектах по корпоративному волонтерству, интересующих бизнес», -- рассказала исполнительный директор БФ «Милость» Ирина Астапенко. Некоторые компании начали воспринимать НКО уже как партнеров в социальных проектах, а не как лишнего посредника, и готовы оплачивать административные расходы -- трудность, с которой сталкивается весь третий сектор.
Заткнуть течь
Несмотря на позитивные в целом итоги, благотворительный год был тяжелым, потому что количество проблем в стране не уменьшилось, а увеличилось.
Государство их решить не может, и крики о помощи летят в благотворительные организации. «Каждый раз, когда я открываю почту, на меня обрушивается волна беды. Просьбы приходят со всей России и стран СНГ сотнями, люди пытаются найти защиту и спасение, вкладывая в письмо все свое отчаяние. Я хотела бы читать деткам книжки в больницах, рассказывать сказки, устраивать спектакли, пить чай с мамочками, чтобы они выговорились. Я хотела бы не трястись каждый день от страха, что мы не нашли денег и поэтому придется этому и этому пациенту отказать. А значит, нужно больше денег, гораздо больше, чем мы способны собрать сейчас», -- говорит Елена Грачева.
Взрослая болезнь
Вопрос с детской онкологией стоит остро, но ситуация со взрослой благотворительностью еще на порядок хуже.
Если парень или девушка со смертельными заболеваниями уже совершеннолетние и к тому же не славянской внешности, то деньги собираются крайне медленно. А большинство фондов вообще не берутся за взрослых -- бесполезно.
Несколько акций с целью привлечения внимания общества к этой проблеме прошли в Москве и других городах России.
Год в этом плане был тяжелый и для «Ночлежки». «Мы осознали, что не можем заменить собой отсутствующую национальную систему государственной помощи бездомным, которая, сделав рывок в конце 1990-х, практически не развивается», -- рассказывает Зоя Соловьева, директор БОО «Ночлежка». -- Бездомность -- это не проблема «их» -- людей, оказавшихся на улице без возможности изменить свою ситуацию, это проблема «нас». Мы, я и вы, находимся в ситуации незащищенности, когда свои основные конституционные права -- на голос, труд, жилье, медицинскую помощь, свободу передвижения -- отстоять сложно и зачастую практически невозможно. И, чтобы изменить эту ситуацию, не достаточно кормить людей без дома горячей едой, отдавать им старую одежду или даже создавать зимние пункты. Нужно осознать, что мы имеем права, научиться использовать существующие механизмы их защиты или создать новые».
Ветер перемен
По словам сотрудников благотворительных организаций, все больше людей чувствуют необходимость социальных изменений и готовы в них участвовать, особенно молодежь.
В социальных сетях появляются неформальные группы и инициативы с целью объединения усилий для решения той или иной острой проблемы.
Эта тенденция свойственна не только для России, но и Европы в целом.
Развитие гражданского общества начало идти вне некоммерческих организаций.
«Иногда приходится слышать: «А вот это должно сделать государство». Это не совпадает с моим ощущением. Я, например, не уверена, что наша страна нам чем-то обязана. Мы родились в России, видимо, потому, что мы ей должны, и так думаю не только я. Меня радует, что многие люди чувствуют, что они должны этому пространству, людям, детям. Это здоровые силы общества», -- говорит председатель правления общественного движения «Петербургские родители» Лада Уварова.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты