00:0014 января 201100:00
16просмотров
00:0014 января 2011
Тренер Людмила спрашивает: «Кто-нибудь тут зарабатывал своим телом?» Дюжина женщин начинает хохотать. Этот вопрос в школе здорового питания задают постоянно.
Комната в квартире на первом этаже монолитно-кирпичной многоэтажки напоминает
школьный кабинет. Наверху растяжка, которую вешают в школах перед
1 сентября, гласящая: «Добро пожаловать!» Для того чтобы встать на японский
анализатор жира, надо разуться. Через процедуру замера жира обязательно проходит
каждый оказавшийся в клубе или школе здорового питания, которых на территории
Петербурга десятки, если не сотни.
Официальной статистики нет. Хотя в большинстве клубов для похудения
предлагают пользоваться продукцией Herbalife, по официальной информации
производителя, сама компания лишь «уведомлена о существовании клубов здорового
образа жизни и групп поддержки желающих похудеть, организуемых независимыми
дистрибьюторами, распространяющими продукцию компании Herbalife», а клубы «не
являются каналами продаж компании Herbalife».
Насколько компания скромна в оценке своих заслуг, судить трудно, но вполне
возможно, именно метод клубного продвижения обеспечил Herbalife резкий скачок
продаж: если в 1996-2003 гг. они колебались на уровне $1,6-1,8 млрд, то к 2009
г. взлетели до $3,8 млрд. Клубы оказались гораздо успешнее людей со значками
«Хочешь похудеть -- спроси меня как».
Горячие сердца
В школу здорового питания корреспондент «ДП» попал по объявлению, сорванному
в подъезде. Бумажка обещала безвозмездно узнать процент жира в своем организме
(вообще-то такую функцию имеют многие обычные весы) и курс занятий в течение 3
месяцев. На занятие нужно было записаться по телефону.
В стенах школы -- стенды с аккуратно прикрепленными иголочками фотографиями
похудевших женщин. Фотографий так много, что нет ни одного пустого сантиметра, и
все это напоминает огромный коллаж с условным названием «до» и «после».
«Это я», -- говорит Людмила и показывает на две фотографии под надписью
«Призеры» и цифрой 1. Единица означает, что за 3 месяца, которые даются на то,
чтобы сбросить вес, мой тренер сделала это лучше других членов клуба, похудев на
15кг. Ниже -- призеры под цифрами 2 и 3.
Людмила объясняет, что итоги в чемпионате по похудению в клубе подводят
каждую неделю и каждый раз дают призы. «Символические?» -- спрашиваю я. «Ну
почему символические. В среднем на 400 рублей», -- отвечает мой тренер. К слову,
за первое место она получила премию 5 тыс. рублей. Позже выясняется, что
деньги и подарки дают для того, чтобы было нескучно худеть. В комнате
расставляют стулья. Начинается итоговое еженедельное собрание.
Группа из 12 женщин и девушек садится на стульчики лицом к экрану. На
мониторе появляется фотография и надпись «Вера похудела на 65кг. И наконец
нравится самой себе». Тренер, очень стройная и привлекательная женщина, выходит
на «сцену» (к монитору) и спрашивает, кому на сколько удалось похудеть за
неделю. «Ирина?» -- «100 граммов». Аплодисменты! «Наталья, вам на сколько
удалось похудеть?» -- «500 граммов». Аплодисменты! Добираемся до лидера. Еще
одной Наталье удалось за неделю похудеть на 1кг 100 граммов.
«Идите сюда», -- говорит тренер. Наталье дарят приз, мы аплодируем, глаза
наши горят, как у спринтеров и марафонцев, бегущих к цели. Для пущего задора
Наталье повязывают пионерский галстук, она поднимает руку вверх и торжественно
клянется худеть дальше. Дальше мы так же горячо аплодируем женщине, которая
привела в школу еще двух. Оказалось, это были просто прохожие, к которым она от
избытка чувств подошла прямо на улице. Женщине прикрепляют к груди сердечко за
ее неравнодушие к другим.
Ирина Шевченко, директор по маркетингу и связям с общественностью Herbalife
по России и странам СНГ, рассказывает, что компания постоянно проводит для
дистрибьюторов тренинги и семинары, в том числе с дипломированными медиками. В
петербургской школе 3-месячный курс состоит из 12 занятий, к примеру, как
правильно посещать магазин (одно из правил -- не надо приходить туда
голодным).
Успех клубных продаж психолог Валентина Вычужанина объясняет так:
«В компаниях, занимающихся прямыми продажами, работают в основном
женщины, и они рекомендуют продукцию другим женщинам, причем продают они
не товар, а эмоции. Там важно хорошее отношение продавца, личная
заинтересованность. В обычном магазине вы этого не встретите. Такие
офисы часто похожи на женские посиделки -- люди приходят туда
не только работать, но и чувствовать эту общность, принадлежность
к чему-то».
Их миллионы
Рынок продаж биодобавок и в первую очередь средств похудения
вопреки (а может, и благодаря) кризису продолжает расти стремительными
темпами.
Российские продавцы, занимающиеся прямыми продажами, занимают восьмое место
в мире по обороту: секрет в многочисленности продавцов.
В России на этом рынке работают 5 млн человек, больше только
в США -- 16,1 млн человек. Петербург занимает второе место после Москвы
по количеству офисов и продавцов. В Петербурге прямыми продажами
занимаются около 400 тыс. дистрибьюторов.
Сейчас, по данным Ассоциации прямых продаж, лидерами на этом рынке
являются как продавцы биодобавок, так и косметики и средств
по уходу за телом (Avon, Faberlic, Mary Kay, Oriflame и др.).
Оборот 12 компаний, входящих в Ассоциацию прямых продаж (создана
в 1996 году, офис находится в Москве), составил
в 2009 году $3,8 млрд, а в 2010 году приблизился $4
млрд.
В Петербурге около 1 млн 300 тыс. человек постоянно покупают продукцию
у дистрибьюторов, в основном это женщины -- они готовы встретиться
с продавцами у себя дома или на рабочем месте.
Самым быстрорастущим сегментом сейчас являются различные товары для здорового
образа жизни -- магнитные браслеты, фильтры для воды и т.д. На втором месте по
популярности -- пищевые добавки, а также одежда и аксессуары.
Помимо Herbalife, в число лидеров по продажам средств для похудения входит
компания «Тяньши» -- производитель биологически активных добавок, основанных на
принципах тибетской и китайской медицины.
Заработок предпринимателей, работающих в «Тяньши», может достигать $10 тыс. в
месяц, при условии если бизнесмен создаст достаточно большую структуру,
работающую на него.
Пока в офисе «Тяньши» на Невском пр. можно увидеть в основном женщин в
возрасте за 40 лет -- они потребляют продукцию сами и предлагают ее своим
знакомым. «В среднем клиенты покупают продукции на $100 в месяц, но если это
семья, бюджет покупки -- $300», -- рассказывает индивидуальный предприниматель
Ирина.
При этом, объясняет она, маркетинг-план построен так, что 20% от суммы
покупки возвращаются в виде зарплаты, кроме того, продавец получает скидку в
размере 25%.
В Петербурге продукцию «Тяньши» покупают более 100 тыс. человек, не только
биологически активные добавки, но и зубные пасты и инновационные приборы,
улучшающие давление, циркуляцию крови и т.д. В компании Coral Club International
также уверяют, что ее независимые дистрибьюторы зарабатывают до $5-10 тыс. в
месяц на продажах кораллового кальция, который добавляют в бутылку с водой и
пьют ее в течение дня.
Многие стали дистрибьюторами в связи с увольнением, некоторые используют этот
бизнес как подработку к основному виду деятельности. «Для многих это возможность
попробовать себя в малом бизнесе, создать свое дело», -- объясняет успех
индустрии Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж.