Россия нокаутирует рынок автоперевозок Эстонии

Россия сократила количество квот для эстонских автоперевозчиков. Рынку Эстонии это грозит простоем автопарка, ростом цен на перевозки и чередой новых банкротств. Наступающий 2011 год может для многих фирм-автоперевозчиков стать годом еще более серьезных испытаний.

Эстонские автоперевозчики боятся строить планы на следующий год, пишут эстонские "Деловые ведомости". Во–первых, сейчас никто не может прогнозировать, что будет с объемом грузов. Во–вторых, Россия почти вдвое сократила квоту разрешений на многократные перевозки.
Если в прошлом году нам было выдано 850 разрешений, то в 2011–м — менее 500, сообщил руководитель отдела информации и разрешений на грузоперевозки Эстонской ассоциации международных автоперевозчиков (ERAA) Эрмо Перолайнен. Количество одноразовых дефицитных разрешений увеличится с нынешних 19 тыс. до 20, однако это, по словам Перолайнена, не компенсирует потери.
Не первый год автоперевозчики вынуждены простаивать из–за того, что к концу года заканчиваются разрешения на поездки в Россию, отмечает издание. В этом году разрешения для многих закончились в сентябре. По словам члена правления AS Roolid Александра Каневского, предприятию не хватило ни многоразовых, ни одноразовых разрешений.
Перевозчики прогнозируют, что в следующем году с такой ситуацией они могут столкнуться уже к лету.
"Мы мало работаем с РФ, ориентируемся на Казахстан, Украину и Белоруссию, но я слышал от коллег, что все находятся в ожидании чего–то страшного", — отметил владелец OÜ Supercargo Станислав Замогильный.
Генсек ERAA Тойво Кульдкепп утверждает, что до конца этого года перевозчики как–нибудь справятся, поскольку недавно получили дополнительные разрешения. "Не много, но получили, а тут уже и год скоро кончится. В следующем же году начнутся проблемы. Решение России для всех — неприятность. Не только для Эстонии, но и для других стран, которые активно возят грузы в Россию. Это негативно скажется на деятельности фирм, но что поделаешь — форс–мажорные обстоятельства", — подтвердил он.
За время кризиса, как отметил член правления OÜ K.Trans Pluss Андрей Жилкин, резко сократились объемы перевозок, и эстонский автопарк тоже заметно уменьшился. В середине этого года дела пошли бодрее. "Не дикий подъем, конечно, но все же. Автопарка сейчас хватает. А что будет, если объемы опять сократятся? Опять сокращать парк? Сейчас никто не может сказать, к чему готовиться. Мы стараемся пока не брать на себя лишних нагрузок", — сказал предприниматель.
Официально причиной решения урезать квоты называется стремление сократить в России конкуренцию между иностранными и местными перевозчиками. Эстонские предприниматели полагают, что делается это с дальним прицелом для реализации программы переориентации грузов на российские порты. Не будет разрешений — будут проблемы, и грузы пойдут другим путем.
По словам Андрея Жилкина, вопрос переориентации грузов будет зависеть от технических возможностей российских портов эти грузы обрабатывать. Сделать это в 2011 году будет трудно. Российские автоперевозчики не смогут обеспечить того объема грузов, который обеспечивали им иностранцы. Если в Эстонии, по словам Кульдкеппа, на 1,3 млн человек населения — 8 тыс. единиц подвижного состава, то в России на 130 млн — всего 30 тыс.
"Думаю, если российский бюджет от этого пострадает, россияне изменят свое решение", — надеется Андрей Жилкин. "Может быть, все прояснится через полгода, и отношение у россиян изменится. Тогда мы снова будем это обсуждать. Посмотрим", — согласился Эрмо Перолайнен.