Страна восходящей солнечной энергии

Завтра Дмитрий Медведев приедет в Японию на саммит АТЭС. Корреспондент «ДП» нашел на месте событий более интересные темы для разговоров, чем Курилы.

Российский лидер за 2 недели до своего визита в Японию спровоцировал дипломатический скандал, ступив подошвами президентских ботинок на землю острова Кунашир. Теперь устроителям саммита АТЭС придется приложить недюжинные усилия к тому, чтобы спор за Южные Курилы не стал центральной темой саммита, задуманного, в общем-то, как площадка для неполитических дискуссий о развитии экономики Азиатско-Тихоокеанского региона. Дмитрий Медведев -- лидер страны скорее развивающейся, чем развитой, -- мог бы и затеряться в компании капитанов мировой экономической политики, на счету которых -- половина ВВП планеты. Однако кремлевские политтехнологи -- большие мастера переключать внимание интернационального истеблишмента с проблем насущных на проблемы неразрешимые. Теперь лейтмотив саммита -- последствия глобального финансового коллапса -- легко может отойти на второй план не только в сюжетах российских телеканалов. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович уже предупредил, что теперь японцы наверняка захотят обсудить «поездку Дмитрия Медведева в один из российских регионов».
От работы над составлением деловой программы саммита россияне демонстративно уклонились. Юкио Канзаки, исполнительный директор APEC Business Advisory Council, жалуется, что тройка отечественных предпринимателей (Олег Дерипаска, глава ВТБ Андрей Костин и основатель «Суммы Капитал» Зиявудин Магомедов) на заседаниях консультативного совета практически не появлялись. Так что проблема Курил -- это, похоже, только надводная часть айсберга, в котором застыли российско-японские отношения.
Путин знает
Японцы, инвестирующие в нашу экономику, говорят, что гораздо больше, чем мифические «северные территории», их волнуют путаница в российской налоговой системе и хаос на таможнях. «Мы регулярно собираем жалобы японских предпринимателей на деловой климат внутри России, переводим их на русский язык и отправляем вашим чиновникам, но никаких значимых изменений так и не произошло», -- пессимистичен Кодзуюки Кинбара, директор бюро по международным делам «Ниппон Кэйданрэн» (аналог нашего РСПП). От встреч Дмитрия Медведева с главами крупнейших японских корпораций никаких прорывов ждать не стоит. Заводы Toyota и Nissan в петербургских промзонах, с одной стороны, и поставки углеводородов -- с другой: формат российско-японского экономического сотрудничества вряд ли кардинально изменится в ближайшие годы. Но Владимир Путин был бы плохим отцом и недальновидным политиком, если бы позволил одной из своих дочерей учить на восточном факультете СПбГУ язык страны, которая не окажет никакого влияния на будущее России. И если премьер-министра не подводит чутье, то нам стоит обратить внимание на то, какие планы японцы строят на российские нефть и газ. А вернее, на то, что никаких планов они не строят, прикладывая максимальные усилия к тому, чтобы до минимума сократить закупку российских энергоресурсов, перестать коптить небо над горой Фудзи углекислым газом и накачивать нефтедолларами бюджет страны, с которой у Японии нет даже мирного договора. Электромобили, солнечные батареи -- список плохих новостей для российских нефтяников-газовиков и тех, кто живет на их деньги, собранные в виде взяток или налогов, может получиться длинным. Третья экономика мира хочет расти на энергии солнца и ветра, и ведь действительно есть риск, что настырные потомки самураев своего добьются. На островах, где полезных ископаемых нет в принципе, уже сейчас каждый баррель на счету. В 1980 году на фоне резкого скачка цен на нефть при японском правительстве была создана NEDO -- организация, которая должна постепенно переводить экономику страны на альтернативные источники энергии. Асахико Токуока, официальный представитель NEDO, рассказывает, что уже в следующем году себестоимость получения электричества за счет солнечных батарей сравняется с ценой, которую сегодня за него платят токийские домохозяйства. В ближайшие 20 лет доля нефти в японском энергобалансе упадет вдвое, до 10%, а доля возобновляемых источников энергии вырастет до 40%, прогнозирует Асахико Токуока. Некоторые из японских технологических чудес президент Дмитрий Медведев, научивший расточительных россиян слову «энергоэффективность», увидит из окна своего отеля. Минатомирай -- район Иокогамы, в котором пройдет большинство мероприятий АТЭС, -- похож на декорацию к агитационному ролику Green Peace. Кварталы небоскребов, по­строенные на намывных территориях, управляются умной электроникой, главная задача которой -- экономия природных ресурсов во всех видах. Во многих зданиях запущен замкнутый цикл использования воды для технических нужд, зеленью засажены не только крыши, но и стены, а энергосберегающие лампы давно перестали называться энергосберегающими, потому что других здесь просто нет. Муниципальные власти Иокогамы рассчитывают, что сознательные японцы пойдут еще дальше и за собственные деньги купят фотоэлементы и прочее оборудование, для того чтобы в будущем полностью удовлетворять свои бытовые потребности в электричестве за счет энергии солнца. Более того, особо рачительные домохозяйства смогут продавать излишки электричества государственным снабжающим компаниям или расположенным по соседству бизнес-центрам. С другой стороны, даже самые оптимистичные чиновники признают, что их сограждане, которые сегодня потратят несколько десятков тысяч долларов на то, чтобы сделать свое жилище «зеленым», даже при самых благоприятных раскладах не вернут вложенные средства в ближайшее десятилетие. И семей, которые проголосуют рублем (иеной) за чистый воздух, в 3,5-миллионной Иокогаме вряд ли наберется более 4 тыс., признает представитель городской мэрии.
На 5 тысяч больше
Складывается ощущение, что идея «умного» и экологичного города слишком современна даже для самих японцев, а некоторые передовые разработки наших восточных соседей вызывают у россиян вежливую улыбку. Так, например, в Минатомирай реализована такая прогрессивная «зеленая» технология, как центральное отопление. И это при том, что работает местная ТЭЦ на сжиженном природном газе, поставляемом с недавнего времени не только из стран Юго-Восточной Азии, но и с российского завода на Сахалине.
Не исключено, впрочем, что некоторые передовые разработки российских госкомпаний вызывают у японцев не вежливую улыбку, а громогласный хохот.
Вообще, японские технологические чудеса жители Страны восходящего солнца видят, как и мы, преимущественно по телевизору. Пускай даже это и более современная модель. Настоящая высокоинтеллектуальная экзотика наподобие электромобилей от них все еще так же далека, как и от нас. По дорогам Японии, население которой лишь немного уступает российскому, ездят всего 5 тыс. машин на электрической тяге (без учета гибридов). Это примерно на 5 тыс. больше, чем в нашей стране, но все равно -- капля в море. Более того, во всей токийской префектуре с населением в 12,5 млн человек установлено только 150 зарядных устройств общего пользования. То есть если батарея села далеко от дома, владельцу электромобиля придется либо вызывать эвакуатор, либо тянуть шнур к розетке в ближайшем ресторане, а потом еще несколько часов ждать, пока аккумулятор зарядится. Остается только сказать спасибо человеку, жертвующему собой ради чистоты нашего общего воздуха. И откуда такие ревнители экологии берутся в стране, которая назло всему миру продолжает охотиться на китов в Тихом океане? Трудно даже представить, что нужно сделать, чтобы рынок электромобилей возник у нас, если мы, обладая самыми большими в мире газовыми месторождениями, продолжаем топить котельные в мегаполисах вонючим мазутом. Возможно, японцы вели бы себя точно так же, если бы их, а не наши предки колонизировали Сибирь с ее неисчерпаемыми ресурсами. Но сейчас развитие технологий, повышающих эффективность труда, -- единственный способ сохранить жизнеспособную Японию. Увеличив продолжительность жизни своих граждан до 82 лет, страна поставила под угрозу свое экономическое будущее: Япония стремительно стареет, а молодые японцы не то что не хотят размножаться, они, как показывают последние социологические исследования, потеряли интерес собственно к сексу. Так что даже случайные демографические прорывы практически исключены. Страны Европы и США, от которых Япония подхватила демографический вирус как неприятный довесок к импортированным с Запада благам цивилизации, решают свои проблемы за счет переселенцев из бедных государств. Японцы делать этого не хотят, хотя по соседству, в перенаселенной материковой Азии, наверняка нашлось бы множество желающих. В стране традиционно живут достаточно крупные китайская и корейская диаспоры, но в настоящее время приток иностранцев крайне мал, и даже на самых пыльных работах заняты этнические японцы. Вполне, впрочем, вероятно, что такая принципиальность скоро станет непозволительной роскошью и японцы решат проблему на западный манер -- за счет мигрантов.
Ненужные острова
Заимствование с Запада -- это то, чем жила Япония весь ХХ век, а после Второй мировой страна по укладу и философии жизни и вовсе стала абсолютно европейской. Даже действующая конституция страны была сначала написана на английском языке. И если вы попробуете на улицах Токио узнать у местного жителя, где здесь можно найти банкомат, то легко убедитесь в том, что средний японец конституцию своей страны в оригинале прочитать не сможет. Как, впрочем, и вспомнить названия островов Курильской гряды у него также вряд ли получится. Некоторое время назад по японскому телевидению даже показывали рекламные ролики, в которых маленькие дети рисуют иероглифы, означающие названия спорных островов. Территориальные разногласия по-настоящему волнуют только политиков, подтверждает Кодзуюки Кинбара из «Ниппон Кэйданрэн». Остается только надеяться, что окружение российского президента в курсе таких настроений в японском обществе и поездка Дмитрия Медведева в Иокогаму повысит наши шансы на партнерство с японцами.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты