Склонность к аренде побеждает

Выбирая между приобретением строительной техники в собственность и арендой, компании все чаще склоняются к последней.

По данным компании «Фитрон», решение зависит от количества проектов у застройщика и продолжительности работ на объектах, так как обычно арендная плата за 3-4 месяца и будет сопоставима со стоимостью новой техники.
Цены зависят от страны-производителя и технических характеристик. Аренда импортного башенного крана обойдется застройщику в сумму от 300 до 400 тыс. рублей в месяц. Монтаж и демонтаж -- 250-350 тыс. рублей. Аренда отечественного автокрана (ЗИЛ, «ИВАНОВЕЦ», «Галичанин») -- от 8 тыс. рублей за смену (8 часов), зарубежных (LIEBHERR, KRUPP) -- от 40 тыс. до 120 тыс. рублей за смену. Аренда экскаватора -- 11-20 тыс. рублей за смену. Аренда бульдозера -- 10-15 тыс. рублей за смену. Ассортимент техники в крупных компаниях насчитывает несколько десятков единиц, небольшие компании чаще всего узко специализированы -- предлагают краны, генераторы, строительные леса. Есть и объявления от частных лиц. Кстати, прозрачность рынка и возможность беспрепятственно узнать цены говорит о том, что потенциальному арендатору будет довольно сложно получить значительную скидку при заказе.
Без проблем
По оценкам экспертов, емкость петербургского рынка аренды строительной техники -- 2-2,5 млрд рублей в год. И если еще 3-4 года назад объем арендованной техники на стройплощадках не превышал 20%, то сегодня эта цифра значительно увеличилась.
«Крупные компании-арендодатели с большим парком техники и опытными специалистами могут избавить застройщиков от многих проблем: затрат на налогообложение персонала, обслуживающего технику, доставку оборудования на объект, -- говорит Павел Созинов, председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости. -- Рынок постепенно тяготеет к европейской модели, когда доля арендованного оборудования достигает 80-90%. Кстати, подтолкнуть застройщиков к использованию оборудования вместо дешевого ручного труда может в том числе и рост зарплат в строительной отрасли».
Новое и секонд-хенд
В период кризиса строители задумались и о покупке техники секонд-хенд. Стоимость, например, башенного крана 2005 года выпуска -- 7-15 млн рублей в зависимости от фирмы и грузоподъемности. Подержанный самосвал того же «возраста» обойдется в 1,5-2 млн рублей. В компании «СтройСервисКонсалт» отмечают: при покупке б/у строительной техники следует учесть, что оборудование может быть изготовлено по старым проектам, из материалов, не соответствующих ГОСТу и стандартам безопасности.
«Зачастую продается техника, оставшаяся еще с советских времен. Но эксплуатировать ее невыгодно из-за дороговизны запчастей и неэффективности использования, -- предостерегает Даниил Виноградов, генеральный директор компании «Градус». -- Так что желание сэкономить нередко оборачивается еще большими затратами».
На рынке обеспечения стройплощадок кранами, экскаваторами, самосвалами и прочей техникой в Петербурге работают пять крупных игроков с большим парком оборудования, таких как ОАО «УМ-1», GRPM, занимающих порядка 30-35% рынка.