Сети подтолкнули оживление рынка

В III квартале 2010 года рынок качественной торговой недвижимости существенно оживился.

В течение года вводились объекты, сдача которых была перенесена с 2009 года. По данным компании ASTERA, в течение 3 кварталов 2010 года в Петербурге построено более 180 тыс. м2 новых торговых объектов, что уже в 2,5 раза превышает объем строительства 2009 года.
По данным Colliers International, на сентябрь 2010 года в Северной столице функционирует 153 торговых объекта, совокупная общая площадь -- 3,88 млн м2, арендная -- 2,5 млн м2.
В III квартале 2010 года заявили о выходе на рынок многие сети. Это «Уютерра», розничная сеть детской одежды и аксессуаров Acoola. Также открылся первый гипермаркет сети «Бегемот», специализирующийся на продаже игрушек. Заработал российско-белорусский проект розничной продовольственной сети «Белорусский гостинец»: первый магазин открылся в июле, до весны 2011 года сеть планируется расширить на 16 объектов.
Заметно увеличилось присутствие на рынке многих брендов, или их расширение планируется в будущем: компании делают ставку на развитие. Например, ООО «Продовольственная биржа», управляющее сетью «Полушка», намеревается открыть 10-15 супермаркетов нового формата, из них шесть-восемь -- в 2011 году. Концерн «Газрезерв» запустил в Петербурге свой первый розничный проект -- сеть универсамов «Фреш», а финская компания SOK открыла в Колпино шестой супермаркет сети Prizma. Сеть «Великолукский мясокомбинат» с начала года ­увеличила свое присутствие на рынке Петербурга с 200 магазинов до 230 (на 15%).
Во второй половине 2010 года открылись «Метрика» и «Домотехника». Гипермаркет товаров для животных «Ле'муррр» открыл свой первый объект площадью 1100м2 в торгово-выставочном комплексе «Гарден-сити». Сеть книжных супермаркетов «Буквоед» открыла крупнейший в городе Book city center (более 3 тыс. м2) на месте галереи бутиков «Норд», а универмаг спортивной одежды «Спортмастер» увеличил свои площади в комплексе «Гранд Каньон».
По словам Николая Казанского, генерального директора Colliers International, тенденцию к расширению форматов продемонстрировали и операторы одежды. Если ранее средняя арендуемая площадь магазинов некоторых ретейлеров составляла 150-300м2, сегодня их запросы увеличились до минимум 700-1000м2.
По данным ASTERA, в 2011 году будут вводиться в эксплуатацию многие торговые объекты, открытие которых было намечено на 2010 год. К числу знаковых открытий можно отнести ввод в эксплуатацию после реконструкции ДЛТ, что должно окончательно сформировать на Большой Конюшенной ул. зону сегмента luxury.
Николай Казанский уверен, что в городе наблюдается неравномерное распределение торговых площадей по районам.
Наиболее обеспеченными остаются Московский и Приморский, где на 1000 человек приходится более 1200м2, а также Выборгский (более 1000м2) и Невский (около 770м2) районы. Наименее обеспеченные районы -- Калининский, Кировский, Красносельский и Василеостровский, они обладают большим потенциалом для развития торгового девелопмента.
Учитывая перспективы ввода торговых площадей -- а это около 350 тыс. м2, заявленных к вводу в ближайшие 2 года, -- есть три основных зоны, в которых недостаток качественных торговых центров может проявиться особенно четко. Это северо-восток, где проживает около 1 млн человек, юго-запад с населением около 500 тыс. жителей и Васильевский остров с численностью населения порядка 200 тыс. человек. Из этих мест объективно трудно добраться до любого крупного торгового комплекса.