Авангард в стиле ретро

В арт-центре «Этажи» проходит выставка немецкого художника Гюнтера Юккера «Человек страдающий. 14 орудий примирения». В Петербург приехал еще один классик современного искусства. Мэтры мировой арт-сцены отличаются от наших живых классиков Ильи Глазунова или Зураба Церетели. И художники, и публика у нас гораздо традиционнее. В мировом искусстве последних десятилетий в России разбираются немногие. Это естественно для страны, где в главном музее зарубежного искусства -- Эрмитаже -- экспозиция заканчивается на кубизме, т.е. 100 лет назад. Так что привези к нам почти любое произведение ХХ века -- и оно будет смотреться в новинку.

«Человек страдающий» -- проект, сделанный для дюссельдорфского Кунстхалле в 1993-м. Зачем показывать его сейчас у нас -- вопрос на засыпку. Выставка посвящена защите эмигрантов, перебравшихся из стран третьего мира в Европу. Наверно, у них были те же проблемы, что теперь у гастарбайтеров, приезжающих на заработки в Петербург и Москву из Азии и с Кавказа. Впрочем, глядя на эти объекты из дерева, гвоздей, ткани и песка, такой намек сложно уловить даже сведущим в современном искусстве.
Юккер -- художник из бурных 1960-х, когда политизированность сочеталась с духовными поисками и авангардистскими экспериментами.
Он дебютировал вместе с группой «Зеро», которую основали Хайнц Мак и Отто Пине. Эти художники начинали искусство с нуля, возвращаясь к авангарду начала века, искавшему альтернативы традиционным художественным формам и методам. Группа работала с монохромными изображениями, делала объекты из строительных материалов и мусора, экспериментировала с инсталляциями. «Зеро» была более эстетской, чем поп-арт, искавший красоту в повседневности общества потребления.
В отличие от итальянского «бедного искусства» или французского нового реализма, любовавшихся эффектной фактурой мусора и утиля, немецкие художники компоновали из этих материалов аккуратную абстракцию.
Юккер известен как автор объектов из гвоздей, картин из грязи, световых скульптур, инсталляций из песка и хэппенингов.
Еще в 1970-е его авангардистские проекты стали официозным искусством. Юккер участвовал в оформлении здания ООН в Женеве и Рейхстага в Берлине. Также он с успехом работал в опере и, в частности, сделал декорации к постановкам «Парсифаля» и «Лоэнгрина» Рихарда Вагнера.
Один из главных талантов Юккера -- умение делать публицистическое искусство. После чернобыльской трагедии он создал серию картин из пепла. В 1988-м, символизируя политический союз Гельмута Коля и Михаила Горбачева накануне сноса Берлинской стены, в московском ЦДХ прошла его самая большая ретроспектива.
Юккер всегда подчеркивал свою связь с советским социализмом. Он вырос в ГДР, но как художник сформировался в ФРГ. Россию он знает не понаслышке: в перестроечные годы тут было проведено немало времени. Путешествие по СССР было одним из самых захватывающих в его жизни -- притом что он бывал в Африке, Латинской Америке и Азии. В некоторые поездки художник брал учеников, чтобы поделиться секретом своего искусства -- жить рискованно, свободно, настаивая на своем.
Пожалуй, в его творчестве эта жизненная энергия отодвигает авангардистские эксперименты на второй план. Подобно многим героям 1960-х, Юккер интереснее не как художник или скульптор, но как личность.
Станислав Ставицкий, арт-критик