Театр одной компании

Чтобы исполнительный директор стал босым мужиком с крестом на груди из чеховского «Злоумышленника», а генеральный -- негодяем времен НЭПа, компания тратит 400 тыс. рублей.

Руководство петербургского отделения ООО «220 вольт» (сеть магазинов по торговле электроинструментом) ради эмоциональной разрядки сотрудников в кризис создало собственную театральную студию. Такая роскошь -- результат роста компании (в 2009 году открылось девять новых магазинов). К тому же руководству компании давно хотелось перейти от тимбилдингов и «веревочных» тренингов к театру. Создать свою студию координатор проекта ООО «220 вольт» Алексей Федоров решил после нескольких удачных скетчей и сценариев, подготовленных силами самих сотрудников к Новому году и другим праздникам. «Затраты на проведение стандартного тимбилдинга -- 150 тыс. рублей, а на постановку в Доме актера, с приглашением профессиональных гримеров и костюмеров, -- 400 тыс. рублей, но это того стоит», -- говорит он. Из 150 сотрудников петербургского отделения «220 вольт» в студии занимаются 30, вместе с ними репетируют шесть приглашенных актеров петербургских театров, по словам Алексея, «засвеченных» в сериалах». Репетируют 2 раза в неделю, после работы, под руководством Александра Черкашина, актера Молодежного театра на Фонтанке. Занимаются сценическим мастерством, пантомимой, сценическим словом, танцем и т.д.
Войти в образ
Алексей Федоров из театральной семьи (его родители были театральными режиссерами), но сам никогда всерьез театром не интересовался. Накануне премьеры в Доме актера Алексей, сидя в своем рабочем кабинете, вдруг начинает произносить монолог своего персонажа из «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова. «Когда я окончательно войду в образ, прошу меня остановить», -- обращается он к PR-менеджеру компании Анне. Роли в спектаклях распределяет режиссер студии Александр Черкашин, и, чтобы испытать «энджой», то есть радость, по словам Алексея, топ-менеджменту надо сыграть бомжей или каторжников, а сотрудникам отделов продаж и другим менеджерам -- знатных особ. Такого уровня разрядки, как после репетиций и тем более выступлений, объясняет бизнесмен, не достигнешь никакими тренингами.
Результаты репетиций проявляются незамедлительно -- сотрудники «раскрываются», и менеджеры по продажам, например, во время звонков по телефону, начинают интонировать голосом и применять другие техники. Пока на «большой сцене» (Дом актера вмещает 300 зрительных мест), прошло всего две постановки, остальное показывали на территории офиса компании. Зрители -- сами сотрудники, а также их семьи и партнеры «220 вольт». Репертуар в основном классический: «Женитьба Фигаро», «Клоп» Маяковского, «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, рассказы Чехова.
Полный зал
В воскресенье, в день премьеры, в Доме актера оживление с 11 утра -- на сцене идут последние прогоны, в общей гримерке толпятся актеры, костюмеры, тут же снимают корпоративное видео. К гримеру очередь, потому что он один. «Не будет у меня бороды, не протолкнуться», -- говорит исполнительный директор, почти с отчаянием глядя в сторону гримера. Он играет мужика, которого хотят отправить на каторгу.
«Вы во втором отделении?» -- обращается исполнительный директор несколькими минутами спустя к коллегам. -- Пропустите меня?» Чем ближе начало, тем, кажется, быстрее идет время. Кто-то приносит еще стаканчики с кофе из ближайшего кафе. «Дайте мне бороду, я вообще без бороды!» -- не унимается исполнительный директор. Часть актеров, успевших пробиться к гримеру, перемещается в курилку и репетирует там. С виду вполне можно подумать, что актеры расслабленны, но, как объясняют мне их коллеги, это лишь видимость -- на самом деле здесь царит жуткий мандраж. «Я так волнуюсь, что сейчас упаду в обморок», -- говорит бухгалтер Екатерина, играющая будущую невесту в «Предложении» Чехова. Кто-то сообщает, что зрители начинают потихоньку приходить: «Опт и розница пришли» (имеются в виду сотрудники оптового отдела и розничных магазинов). Решаю не мешать актерам в последние минуты перед выходом на сцену. В коридорах Дома актера полно людей -- с цветами и фотоаппаратами все ждут третьего звонка, и вот зал наконец заполняется (причем все 400 мест занимают очень быстро). Сценки из «Женитьбы Фигаро», Чехова, «Зойкиной квартиры» проходят на ура -- в актерах нет наигранности, зал хохочет, все чувствуют себя раскрепощенно, заложенный в классических произведениях юмор близок всем. Актеров задаривают цветами. Впереди еще два отделения, объявляют антракт.
«Это новое слово в корпоративных образовательных программах. Я чувствую, что нынешний тимбилдинг умрет, если его не изменить. А начинание Алексея Федорова перейдет и в другие компании», -- говорит арт-директор Лаборатории «Театрика» Карина Пронина (директор этой компании, театральный режиссер Петр Немой, также устраивает для бизнесменов театрализованные тренинги).
Однако эксперты отмечают, что своя театральная студия при компании -- хорошо забытое старое, театральные кружки были при предприятиях в СССР.
Сейчас страной, где непрофессионалы идут в театр, является Америка -- с помощью театра люди обучаются навыкам, которые помогают им в том числе в бизнесе.