Концессии остаются на бумаге

За 5 лет в Петербурге не был реализован ни один проект ГЧП. Чиновникам выгоднее работать через госзаказ, когда бюджетные средства осваивают «правильные» компании.

С 2005 г. в Петербурге было заявлено пять проектов в формате государственно-частного партнерства: Юго-Западная ТЭЦ, Западный скоростной диаметр (ЗСД), Орловский тоннель, Надземный экспресс и Пулково. Ни в одном из них до реального партнерства власти и бизнеса так и не дошло.
Зачаточное состояние
Начало строительства нового терминала аэропорта Пулково снова перенесено. Первую сваю планировали забить сначала в июне 2010 г., потом в сентябре, а потом -- в октябре. Теперь, как сообщил вчера представитель ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, консорциум ВТБ, Fraport AG и Copelouzos Group) Андрей Федоров, церемония перенесена на ноябрь, а строительство -- на январь 2011 г. Пока же в проекте стоимостью 50 млрд рублей не выбран даже генподрядчик.
Передача Пулково в 30-летнее управление ВВСС -- последний инфраструктурный мегапроект, затеянный в Петербурге в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Конкурс на право заключения концессионного соглашения по нему прошел в 2009 г. Но само соглашение было подписано лишь в сентябре 2010 г.
Долгие проекты
ЗСД, Орловский тоннель и Надземный экспресс были заявлены раньше, но с точки зрения привлечения инвесторов находятся в еще более плачевном состоянии.
На ЗСД, проект которого был презентован еще в 2006 г., по сей день строительство трассы ведется за счет бюджетов, из которых потрачено уже почти 100 млрд рублей, а инвестиционный конкурс будет объявлен лишь в 2011 г.
В «Орловском тоннеле», проект которого родился в 2007 г., концессионное соглашение с Vinci было заключено лишь на ПЭФ-2010, и начать строительство городские власти надеются в 2011 г. «Надземный экспресс», заявленный в 2007 г., еще не дошел и до стадии инвестиционного конкурса. Таковой, как обещает глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Смольного Алексей Чичканов, будет объявлен до конца 2011 г.
Один в поле не воин
Уважительные причины такой медлительности у каждого проекта находятся свои. Это и объективные (кризис), и частные (занятость Владимира Путина). Но все они сводятся к одному -- проекты ГЧП, о которых петербургские власти (кстати, первые в России) заговорили еще в 2005 г., в 2010 г. так и не работают.
«Проблема в том, что нет законодательной базы, поддерживающей инвестора в деталях, -- уверен советник губернатора Петербурга Сергей Бодрунов. -- В Европе и бизнесмен, и чиновник находятся в рамках четкого правового поля. У нас же наоборот -- законодательство приходится приводить в соответствие проектам по мере их продвижения. Иначе вопросы приходится решать неправовыми способами».
По мнению Егора Носкова, управляющего партнера «Дювернуа лигал», проблема не в законодательстве, а в забюрократизированности инвестпроцессов: «Профессиональные качества чиновников, ответственных за ГЧП, не вызывают у сомнений. Но, чтобы пробить все препоны, одного Алексея Чичканова мало».
По мнению Кирилла Иванова, главы ассоциации «Дормост», виновата закостенелость системы госконтроля таких проектов: «На двоих работников приходится три контролера. И городским чиновникам, которые бы и рады выстраивать рыночные отношения с бизнесом, постоянно мешают другие чиновники».
Перспектива -- госзаказ
Единственный проект ГЧП, получивший логическое завершение, -- Юго-Западная ТЭЦ, строительство которой было затеяно группой «Синтез» в 2005 г.: в апреле 2009 г. инвестор отказался от партнерства с городскими властями и передал все 100% акций ТЭЦ в дар городу. Теперь этот объект достраивается по горзаказу.
Эксперты, да и сами инвесторы, не исключают, что та же судьба ждет и другие проекты, задуманные как ГЧП. Ведь инвестора, который вкладывает свои деньги в расчете на прибыль, трудно убедить в необходимости привлечь на подрядные работы правильную с точки зрения чиновника фирму.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты