Устремились вверх

По итогам первых трех кварталов 2010 года российский авторынок вырос на 18%, игроки уверены, что четвертый сможет улучшить годовой результат.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 9 месяцев текущего года в России продано 1,321 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Отдельно за сентябрь продано 186 тыс. машин, это на 55% больше, чем в сентябре 2009 года.
Статистика АЕБ учитывает 54 марки, представленные на российском рынке. Она свидетельствует, что по результатам с начала года только 18 марок не смогли пока улучшить продажи по сравнению с прошлогодним периодом.
Бюджетные растут
Наибольшее падение продаж зафиксировано по маркам Geely (-84%), Dodge (-55%), Chrysler (-41%), Mazda (-39%). Падение продаж на 94% зафиксировано у марки «Иж», однако следует учесть, что такой результат обусловлен прекращением выпуска этих автомобилей из-за банкротства завода «ИжАвто».
Также с июня 2010 года приостановлены продажи китайских автомобилей BYD.
Что до быстрорастущих брендов, то к их числу можно отнести такие марки, как Isuzu (349%), Chance (251%), Chery (128%), Iveco (120%), ТАГАЗ (119%), Lifan (114%). За исключением Isuzu и Iveco, которые представлены в сегменте легкого коммерческого транспорта, все перечисленные марки относятся к сегменту бюджетных автомобилей.
Жить стало лучше
Участники рынка отмечают общий рост потребительской активности и считают, что это не временный эффект.
«За этот год продажи выросли на 18%, показав рост по сравнению с 14% в августе, вселяя в нас твердую уверенность в устойчивом завершении 2010 года для автомобильного рынка России, -- говорит Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ. -- Ожидаемый положительный эффект на продажи автомобилей оказал Московский международный автосалон 2010, сопутствуемый высокими показателями покупательского интереса, количеством премьер, улучшенной доступностью финансирования и продолжающимся действием программы утилизации старых автомобилей».
Долги могут вернуть
В результате продления программы утилизации старых автомобилей продолжают расти продажи отечественных марок. Как свидетельствуют специалисты, половина утилизационных сертификатов используется на покупку автомобилей Lada. Благодаря этому с начала года продажи этой марки выросли на 39%. Другой отечественный производитель -- ГАЗ повысил продажи только на 19%.
Чистая прибыль по МСФО АвтоВАЗа за первое полугодие 2010 года составила 3,1 млрд рублей, что дает надежду на прекращение государственных вливаний в поддержание ее жизнеспособности.
На этой неделе Игорь Комаров, президент АвтоВАЗа, заявил, что компания готова начать погашение долга перед государством, по­скольку предприятие вышло на самоокупаемость.
Кредиты тысячами
Наряду с программой утилизации продолжает действовать программа выдачи субсидированных кредитов.
По условиям участия в программе первоначальный взнос составляет от 15% стоимости автомобиля, максимальная стоимость машины российского производства -- 600 тыс. рублей, кредит предоставляется на 36 месяцев. Первоначально субсидия составляла 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но с сентября была зафиксирована на уровне 6% годовых.
По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, популярность программы льготного автокредитования в нынешнем году заметно выше прошлогоднего уровня.
Ежемесячно банки, участвующие в программе, получают от 30 тыс. до 40 тыс. заявок и выдают по 15-20 тыс. автокредитов в месяц.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты