Смотри и повторяй

На светлых, как накрахмаленная пачка, стенах школы «Айседора», среди бархатных штор -- работы фотографа Дэна Шитаги, 8 лет своей жизни посвятившего съемкам балерин в живых декорациях улиц Нью-Йорка. Сделать его выставку -- идея хозяйки школы Матильды Шнуровой (знакомая фамилия -- не случайное совпадение). Вместе с участницей труппы Мариинского театра Марией Бархатовой Матильда решилась вынести высокое искусство на улицы Петербурга под присмотром высокопрофессионального преподавательского состава, создав школу балета для взрослых. «Ваша изначальная форма и возраст не имеют значения, важно лишь желание обучаться танцу», -- говорит Матильда в напутствие ученикам.

«Айседора» открылась в июле, но, учитывая, что жарким летом танцы -- то, о чем хотелось думать в последнюю очередь после вентиляторов, мороженого и арктических сугробов, сезон здесь, как в театрах города, считайте, только начался. Группы еще не успели разделиться на сильных и слабых, и у новичков есть возможность, подглядывая за чуть более опытными одногруппницами, увидеть, чего можно добиться при некотором усердии. В свое время Айседора шокировала публику тем, что танцевала босиком. Здесь никто не будет шокирован, если на первое занятие вы придете без специальной обуви, но все же лучше на будущее купить балетки. В группе восемь девушек разных возрастов и форм, и никто, включая меня, не соответствует привычным балетным стандартам, но, несмотря ни на что, нас убеждают, что в балете есть место для каждого.
Цели выйти на сцену никто из оказавшихся сегодня со мной на занятии не преследует, просто все любят это искусство. Одна ученица любит его настолько сильно, что пришла на занятие, несмотря на больную ногу и, отсиживаясь на скамейке запасных, записывает все, что мы делаем, в блокнот, подпирая его томиком Вагановой. «На самом деле теория здесь ни к чему, -- говорит Маша Бархатова, -- балет такое искусство -- смотри и повторяй». Менеджер сети фэшн-магазинов Вика по секрету добавляет, что занятия классикой помогают улучшить осанку и поставить жесты, так что завтра на работу она пойдет обновленной походкой, если мышцы после занятия болеть не будут. Нагрузки здесь действительно серьезные. Несмотря на то что Маша крайне внимательна к новичкам и дает нам упрощенные комбинации, под внимательным присмотром Айседоры с портрета на фортепиано дрожу от напряжения в простейшем, но таком непривычном plie (приседание) из первой позиции, нужно все время следить, чтобы ноги были как следует вывернуты. Во время занятия, помимо осанки, есть возможность развить еще один навык -- чувство ритма. Ухо никак не хочет улавливать ритм «Вальса цветов», но Маша не бросает нас ни на секунду, не позволяя сбиться. «И раз, и два, по руке должна как будто капелька стекать, две коленки сложите в одну», -- чувствую себя куколкой из музыкальной шкатулки. С каждым экзерсисом команды Маши все больше напоминают названия блюд во французском ресторане, где после фондю (от фр. fondu -- таять, тающее движение с приседанием) следует глиссе (от фр. glisse -- скользящее движение), а вместо cou-de-pied (здесь следует положить ногу на щиколотку опорной ноги) слышится аппетитное курабье. Насколько же проще будет тем, кто знает французский: все па обозначают движения более чем буквально, и вattements, например, означает «тянуть», что и следует делать, когда говорят. Так под сладкий голос педагога, живую классическую музыку в работе у станка и в мыслях о прекрасном пролетает час. Хорошо, что взрослых учеников в балете не муштруют как детей.
Юлия Чай, журналист