Сила маргинала

В Новом музее современного искусства на Васильевском открылась большая выставка Евгения Михнова-Войтенко -- одного из лидеров ленинград­ского арт-андеграунда. Его работы составляют основу коллекции Аслана Чехоева, собирающего произведения художников-нонконформистов второй половины ХХ века. На двух этажах музея представлено около 100 картин и рисунков, созданных Михновым-Войтенко с конца 1950-х до перестроечного времени. Пожалуй, так масштабно и так подробно его представляют впервые. Кроме того, впервые после реставрации можно увидеть огромный холст (4м Х 4м), сделанный под впечатлением работ Джексона Поллока -- одного из основателей американского абстрактного экспрессионизма.

Веселые агрессивные картины Михнова-Войтенко конца 1950-х удивительно жизнерадостны. Европейские и американские абстракционисты середины ХХ века в своем творчестве избавлялись от травматичного опыта Второй мировой. В отличие от них, ленинградский художник вдохновлялся художественной свободой, открывшейся после выставки зарубежного модернистского искусства в 1957-м в Москве. До 1970-х абстракция для него -- поиск нового в искусстве. Позд­нее работы Михнова-Войтенко становятся более напряженными и герметичными. Дорожа творческой свободой, он отказывается от карьеры официального художника. Авангардистов в Союз художников не принимали. При этом в андеграунде он тоже не был активистом и даже не участвовал в двух главных коллективных нонконформистских выставках -- в ДК Газа и ДК «Невский». Подрабатывал дизайнером (например, оформил интерьеры ресторана «Москва» на углу Невского и Владимирского), изредка продавал свои работы небогатым коллекционерам, собиравшим андеграундную живопись, и проводил время жизни за сравнительным анализом саперави, кокура и популярного в те годы алжирского красного вина. Лихая богема, духовный абстракционист и отщепенец -- такое сочетание было характерно для арт-подполья тех лет. Именно последовательная маргинальность в коллективистском советском обществе упрочивала его авторитет в нонконформистском кругу. Эмигрировавший во Францию Михаил Шемякин присылал ему большие мастихины, которых было не достать в Ленинграде. Известный американский собиратель неофициального советского искусства Нортон Додж высоко ценил его живопись. Абстракционист из провинциального Ленинграда, где о поп-арте узнавали из обличительных фельетонов в газете «Советская культура», удивительным образом оказался актуален на интернациональной арт-сцене. Его поиски свободного языка живописи не были формальным экспериментом. В «конкрециях», как называл Михнов-Войтенко свои работы, запечатлен опыт художественной, экзистенциальной и социальной свободы. С опозданием к персонажу советского андеграунда приходит слава интересного русского художника.
Станислав Савицкий, арт-критик