Ценности из спинного мозга

Социальная психология утверждает, что для формирования личности наиболее важен возраст от 16 до 23 лет. То, что входит в голову в эти годы, входит и в спинной мозг. Изменить ничего будет нельзя. Горбатого исправит только могила. Что у молодежи в голове, то мы и получим через 10-15 лет.

Теорию поколений разработали американцы -- демограф Нейл Хоув и историк Уильям Штраус в 1991 году. Они обратили внимание на конфликт поколений, связанный не с возрастом «отцов и детей», а с ценностями, которые у них формируют внешние факторы: общественные, экономические, технологические процессы, исторические события и, естественно, пропаганда.
Исследованием «поколенческих ценностей» в России заинтересовались лет пять назад, из прагматического интереса. Финансовые власти хотели знать, можно ли сагитировать молодых россиян, сформировавшихся в «годы стабильности», начать копить денежку на старость? Ответ был отрицательным: за малым (процентов пятнадцать) исключением молодежь оказалась напрочь лишена инстинкта накопления на черный день. Зато хорошо знала, как брать кредиты. Экономисты и социологи исследуют общественные предпочтения не любопытства ради. Ценности людей предопределяют место государства в экономике, уровень налогообложения и перераспределения доходов, а значит, и темпы экономического роста, о котором так беспокоятся власти. Так вот, модернизаторов ждет большое разочарование. Их лозунги и программы никому не нужны. Поколение, которое в силу демографических причин может прийти к власти в 2020-е, закатает иннограды под асфальт. А олигархам лучше готовить самолеты. «Работодателями мечты», по данным опроса фонда «Общественное мнение», молодежь считает «Газпром», администрацию президента и МВД. Никакой инновационный бизнес и научные институты в фаворитах не числятся. Те, кто формировался в «нулевые» и знает об СССР по телепередачам, отрицательно относятся к рыночным реформам. Зато они доверяют государству и выступают за перераспределение доходов. Классическая «ошибка атрибуции». Это поколение сформировалось те в годы, когда увеличение роли государства и сворачивание экономических реформ совпали с быстрым ростом экономики, вызванным в первую очередь ростом мировых цен на сырье и открытием кредитных рынков. Но пропаганда связала этот рост с «сильным» государством -- с очевидными последствиями. Что за последствия? Хотите экономический рост -- снижайте налоги, отпускайте на волю бизнес. Проблема только в том, что ценности «нового поколения» не позволят вам этого. Они скорее ждут возможности отнимать и делить, чем складывать и умножать.
Дмитрий Прокофьев, доцент Международного банковского института