Сушилка в Эрмитаже

В Эрмитаже открывается фестиваль Центра Помпиду -- одного из ведущих музеев современного искусства. Для Петербурга это событие чрезвычайно важно, поскольку у нас, да и в России вообще, нет коллекций искусства XX века, сопоставимых с нью-йоркским МОМА или лондонским Тэйт. Смешно сказать: в собрании Эрмитажа -- главного российского музея зарубежного искусства -- не представлены ни экспрессионизм, ни футуризм, ни дадаизм, ни сюрреализм. Что уж тут говорить о произведениях второй половины XX века? Консерватизм музеев и публики -- наследие советского времени, когда авангард был в опале. Фестиваль Помпиду -- попытка ввести современное искусство в Эрмитаж.

Размах мероприятия впечатляет. В Николаевском зале -- классика французского искусства второй половины прошлого века. Начинается с азов -- с одного из первых реди-мейдов Марселя Дюшана: знаменитой сушилки для бутылок (1914 год), до сих пор ни разу не выставлявшейся в Петербурге. Посетители Эрмитажа также могут познакомиться с живописью информель Жоржа Матье -- послевоенной абстракцией, редко встречающейся в отечественных коллекциях. Новые реалисты -- художники 1960-х, работавшие, как и американские поп-артисты, с бытовыми предметами и символами общества потребления, -- представлены работами Ива Кляйна, Мартиала Райсса и Сезара. Также в Эрмитаж привезли абстракционистскую живопись по резине Жана Дюбюффе, он лучше знаком русскому зрителю, благодаря тому что некоторое время принадлежал к направлению арт брют. Среди других классиков искусства XX века надо отметить неодадаиста Робера Филиу с инсталляцией 1970 года и мастера полосатых картин и скульптур Даниэля Бюрена, чьи объекты украшают парижский Пале Руаяль.
Кроме знаменитых модернистских и постмодернистских произведений Центр Помпиду демонстрирует три современные инсталляции. Художник кубинского происхождения, живущий в Лос-Анджелесе, Хорхе Пардо построил в Зимнем дворце странный красный коридор, напоминающий фантазии советских конструктивистов. Проект парижского дуэта Софи Перез и Ксавье Буссирон балансирует на грани площадного фарса и представления в придворном театре. Венский художник Хаймо Зоберинг по одному холсту в день будет показывать посетителям современную живопись, хранящуюся в клетке.
Выставить все сразу в традиционном музее перед публикой с консервативными вкусами, пожалуй, было бы опрометчиво. Маленькими порциями усвоение современного искусства должно пройти безболезненно. Параллельно выставке и инсталляциям в Эрмитажном театре идут показы французского видео­арта и представления театральных студий из Москвы, Петербурга, Кирова и Челябинска, созданные в сотрудничестве с французами.
В Эрмитаже всерьез взялись за модернизацию музея. Нынешний фестиваль -- не разовое мероприятие, какими были кратковременные выставки современных художников для VIP-гостей или случайные гастроли европейских звезд в наших экзотических широтах. Уже в декабре откроется новое выставочное пространство в здании Генштаба. Значительная часть помещений в нем будет отведена под коллекции модернистской живописи.
Станислав Савицкий, арт-критик