Страдания по La Strada

Итальянский ресторан, долгие годы работавший для увеселения петербуржцев, закрыт, а его владелец, иностранный гражданин, получил жестокий урок ведения бизнеса в Северной столице.

Жан-Люк Хильдебранд, гражданин Швейцарии, перед кризисом 1998 г. открыл ресторан La Strada на Большой Конюшенной ул., 27, который проработал во дворике Театра Эстрады более 13 лет. При этом швейцарец арендовал еще 320м2 у театра под технические службы: кухню, туалет, душевые. Его договор с организацией «Петербургконцерт», частью которого до прошлого года был театр, заключен до 26 мая 2014 г. Договор аренды зарегистрирован в ФРС, что означает следующее: такой договор может быть расторгнут только по решению суда.
Минус бизнес
КУГИ пытался расторгнуть договор аренды с ООО «Медведь» через арбитраж, но иск был не принят. Хотя очевидно, что точка в судебном споре еще не поставлена, ресторан Жан-Люк Хильдебранд уже закрыл -- договор аренды на землю отсутствует, вывесил на решетку ворот объявление о том, что «здесь уничтожают малый бизнес», и собирается на днях распилить свою знаменитую стеклянную крышу, выкопать трубы и отрезать электричество. На действо он пригласит швейцарский телеканал, который как раз снимает передачу о судьбе инвестиций в России. Одно такое интервью, в котором Жан-Люк рассказал свою горестную историю, он уже дал телеканалу.
Договор на земельный участок в 120м2, расположенный во дворике со стеклянной крышей, действительно закончился еще 3 года назад, и продлевать его администрация Центрального района не хочет, мотивируя реконструкцией театра.
Но такая практика считается обычной в городе: договоры на землю заканчиваются, а арендаторы продолжают работать, рассчитывая все-таки на продление. При этом пока участок никого из посторонних не интересует, хеппи-энд вполне возможен.
В 2010 г. действительно началась реконструкция Театра Эстрады, которая должна закончиться осенью 2011-го, к столетию со дня рождения Аркадия Райкина. На нее выделено более 280 млн рублей, но это, как уточняет директор ГУК «Театр Эстрады имени Аркадия Райкина» Алики Усубиани, не все. Сейчас проектируется дорогостоящее оборудование для театра, которое будет включать в себя разноуровневый пол, позволяющий использовать сцену под театральные выступления и открыть кабаре.
«Театр преобразится полностью, нам уже сейчас не хватает помещений, -- говорит Алики Усубиани. -- А швейцарский ресторатор был уведомлен о переменах еще 2 года назад». Директор отметила, что у ООО «Медведь» огромный долг по аренде, за которую они давно не платят, мотивируя низкой проходимостью. Но вносить арендную плату Жан-Люк Хильдебранд, по его словам, перестал после получения письма от директора театра в марте с требованием освободить помещения до 1 июля. А еще в марте прошлого года она не возражала против работы ресторатора.
В январе 2009 г. в театре проходило выездное заседание правительства с участием Валентины Матвиенко, где были розданы поручения относительно будущего очага культуры. В протоколе совещания, датированном 23 января, есть пункт относительно ООО «Медведь»: «Совместно с администрацией Центрального района, комитетом по культуре и руководством Театра Эстрады проанализировать целесообразность предоставления в аренду помещений театра, сдаваемых ООО «Медведь».
Новые горизонты
Но, однако, в какой-то момент возникла идея сделать проект более масштабным и (или) проявился интерес со стороны других петербургских рестораторов. Леонид Ноткин, соучредитель ресторанов «Шаляпин» (ресторан русской домашней кухни в поселке Репино и на Тверской ул. у Смольного), начал принимать участие в проработке проекта. «Мы обсуждаем пока проект в целом, хотим понять все детали, и еще непонятно, каким будет здесь ресторан и будет ли вообще», -- рассказывает Леонид Ноткин. И он подтвердил, что управляющая компания «Шаляпин», возможно, будет готова взять на себя заботу о ресторанном проекте преображенного театра. Может быть, ресторан получит имя «Медведь» -- такое заведение работало в помещении театра до революции, но Леонид Ноткин мало в это верит. «Медведь» был в самом помещении театра, новый ресторан будет, конечно, другим», -- полагает он.
Алики Усубиани знает Леонида Ноткина 25 лет и считает его серьезным потенциальным стратегическим соинвестором проекта. А что касается Жан-Люка Хильдебранда, то его ресторан, по словам директора театра, был действительно модным и топовым местом, но 10 лет назад. «Я сама водила туда ребенка есть пиццу», -- говорит Алики Усубиани.
Видимо, зная о действующем договоре ООО «Медведь» с театром, Леонид Ноткин интересовался покупкой бизнеса Жан-Люка Хильдебранда. Кстати, само ООО «Медведь» бизнесмен в свое время купил у предпринимателей, которые работали до 1998 г. в помещении Театра Эстрады. Швейцарский предприниматель хотел, в свою очередь, продать бизнес и даже называл цену -- несколько миллионов долларов. «Но там, кроме многочисленных долгов, нечего было покупать», -- говорит Леонид Ноткин.
Ушли мирно
В доме 27 на Большой Конюшенной ул. было также арендатором ООО «Палома» -- меховой салон. Его соучредитель, зампредседателя петербургского отделения общественного движения «Опора России» Андрей Горюнов, рассказывал, что им в аренде отказали в разгар кризиса и это сильно ударило по бизнесу. Отказали им по итогам выездного совещания правительства. И «Палома» ушла мирно, так как ее владельцы понимали, что перспективы остаться у них не было.
«Мы, как и Жан-Люк, не были простыми арендаторами: помогали театру и инвестировали в него немалые деньги за 10 лет нашей аренды, -- говорит Андрей Горюнов. -- Кроме того, по закону о выкупе мы даже могли бы выкупить это помещение в собственность. Это возможно сделать как у города, так и у учреждений. Но понимали бесперспективность таких начинаний в связи с реконструкцией».
Общие выводы
Эксперты полагают, что в этой ситуации столкнулись интересы города -- Петербургу нужно развивать культурные объекты, оснащать их по-новому -- и интересы малого бизнеса, в данном случае швейцарского предпринимателя, который не уловил тренд в отношениях с арендодателем и был уверен в том, что правила игры не меняются в зависимости от обстоятельств, как это принято в России. 13 лет -- немалый срок для заведения общепита. Обычно за это время рестораторы превращают свои заведения в сетевые или выкупают помещения в собственность. Но, как уже отмечалось выше, продать арендатору такое помещение, расположенное на территории культурного объекта, скорее всего, посчитали бы невозможным.
«Странно, что предприниматель не обратился в КУГИ с просьбой подобрать ему новый участок, -- считают эксперты. -- Но такие условия, к которым привык владелец ресторана La Strada, -- проходное место рядом с Невским пр., ему вряд ли сумели бы найти».
Главный вывод, который делает для себя Жан-Люк Хильдебранд после 13-летнего опыта работы в Петербурге (в общей сложности он живет здесь 15 лет): никогда не связываться «с российской культурой». У швейцарского предпринимателя возник также вопрос: не захват ли это неугодного бизнеса путем выдавливания его с занимаемой пока на законных основаниях территории?
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты