Техникумы советской торговли

Образование бывает двух типов. Инженерно–технические люди отвечают на вопрос «как?». Есть два вида гвоздей, пять видов молотков. В этой ситуации нужно брать такой гвоздь, бить таким молотком. Фундаментальное образование отвечает на вопрос «почему?». Когда наука активно развивается, как, например, инженерные науки в 1950–1960–х годах, преподаванием занимались выпускники университетов. В советских технических вузах до 1970 года математику, физику, механику преподавали именно выпускники университетов. Потому что нужно было быстро адаптировать преподавание к новым методикам. Нельзя же ждать, пока выдающийся инженер, которому сейчас 50 лет, выйдет на пенсию в 75 и напишет учебник! Нужны были люди, которые создавали новые методики образования, а это люди, которые отвечают на вопрос «почему?».

Что такое менеджер? Это инженерно–технический персонал. Менеджеров учат в MBA (а это, извините, техникум советской торговли) набору гвоздей и набору молотков. И хороший менеджер отличается от плохого только тем, что хороший знает 35 приемов, а плохой — пять. А в условиях кризиса это все не работает.
Что делать? У вас падает рынок, у вас радикально меняются условия существования, а ваши менеджеры, вместо того чтобы перестраиваться под новые условия, ждут, когда начнет расти спрос. Если вы почитаете сегодняшние газеты, то увидите: вся эта шобла, которая там выступает, — это так называемые ученые–экономисты, монетаристы, которые объясняли, что существующая с 1980–х модель бизнеса — она вечная. Возникает замечательная совершенно картина. Приходишь в банк, берешь кредит $1 млрд, потом подходишь к соседнему окошку и возвращаешь обратно $900 млн. И все! Кредит возвращен. Это и есть «отрицательная ставка». И есть вторая группа — это менеджеры, которые уверены, что все возвратится на круги своя. Только потому, что они иначе не могут. Большинство убытков и банкротств в ближайшие 5–8 лет будут связаны не столько с реальной экономикой, сколько с ошибками менеджмента. Есть такое наблюдение, не закон, но исключений не знает: если у вас сокращается рынок, то количество компаний на этом рынке сокращается еще быстрее. Если у вас был рынок с оборотом $1 млрд и там было 20 компаний со средним оборотом $50 млн, то в результате падения рынка на полмиллиарда количество компаний будет не 15 и не 10, а пять. И у этих пяти средний оборот с 50 млн поднимется до 100 млн. Вывод: те компании, которые выживают в острую стадию кризиса, — их условия улучшаются. Классический пример — начало 1999 года: после осени 1998 года те, кто выжил, резко взлетели вверх. По причине резкого падения конкуренции в том числе. Поэтому если вы в острой стадии кризиса не умерли, у вас появляется очень серьезный шанс. Да, разумеется, в рамках этого кризиса таких острых стадий будет много, но шанс есть. В условиях роста нужно получать прибыль, и хороший менеджер отличается от плохого тем, что плохой получает 8% прибыли, а хороший — 12%. А в условиях падающего рынка плохой менеджер получает минус 8%, а хороший — минус 2% и с ними живет 5 лет, и, когда плохой обанкротится, его минус 2% превратятся в плюс 1%. На падающем рынке нужно не прибыль получать, а завоевывать доли рынка. И для этого нужно писать бизнес–план. Но те менеджеры, которых учили в техникумах советской торговли и MBA, — они привыкли писать другие бизнес–планы, про то, как они радостно будут жить на рынке, который растет на 8% в год. А он не растет. Вот это ситуация, в которой мы сегодня живем.
Российская экономика встроилась в мировую как сырьевой придаток. Вырастут цены на нефть — мы в шоколаде, упадут — соответственно. За что германское правительство получает зарплату, я понимаю, а российское — нет. Наше правительство говорит про вступление в ВТО и сокращает сельское хозяйство. Какой смысл работать министром экономики, если не работает система? Но не исключено, что наша инфраструктура со временем станет рентабельной. Нам нужно работать с Европой, с Индией, с Ираном. Если сегодня начнем думать в нужном направлении, у нас есть шанс.
Михаил Хазин, президент консалтинговой компании «Неокон»