Вынуждены принимать полисы незнакомых

После ряда скандалов с ФАС банки объявили о свободе страхования для заемщиков. Но по факту предпочтение отдается федеральным страховым компаниям.

С ростом рынка кредитования банки как канал продаж приобретают особое значение для компаний, которые страхуют предмет залога. Периодические жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на отказ в аккредитации при банке приводят к тому, что финансовые организации вынуждены принимать полисы незнакомых, зачастую ненадежных страховщиков.
Крупные в фаворе
Чтобы впредь не дразнить ФАС, в ряде банков термин «аккредитация» заменен на «рекомендацию». «У нашего банка есть рекомендованный перечень страховщиков, -- говорит генеральный директор филиала BSGV Елена Шевелева. -- Отбор идет в интересах клиента, так как банк заинтересован в надежном страховщике, чтобы он внезапно не ушел с рынка. Тем более что зачастую заемщик настаивает на самой дешевой страховке, обычно у ненадежной компании».
В «ВТБ24» все требования к страховым компаниям размещены на сайте банка в свободном доступе. Здесь аккредитован 31 страховщик. «В банке также есть требования к страховому продукту», -- отмечает пресс-секретарь «ВТБ24» по Северо-Западу Иван Макаров.
Представители федеральных банков говорят, что у них в приоритете крупные страховые компании, так как они располагают развитой филиальной сетью и с ними легче торговаться «за поток». Местным игрокам страхового рынка попасть в заветные списки довольно сложно.
Представители банков также говорят, что они хотели бы минимизировать исключения в договоре страхования. «Например, нестраховым случаем является угон, если второй комплект ключей был потерян или оставлен растяпой водителем в бардачке. К алкогольному опьянению тоже двоякое отношение: в свете последних поправок в закон пьяным может считаться водитель с мизерным содержанием алкоголя в крови», -- заключает Елена Шевелева.
Незаконные требования
У страховщиков к банкам свой перечень претензий. Банки при выборе страховых компаний зачастую выдвигают требования к таким нормативам и показателям страховщика, которые не имеют отношения ни к его финансовой устойчивости, ни к его платежеспособности. Таким образом, предполагают страховщики, эти требования формулируются либо чтобы не допустить компании к сотрудничеству, либо из-за незнания самого предмета страхования.
«Формальные требования банка незаконны, если страховщик имеет необходимые лицензии и отчитывается перед Страхнадзором», -- говорит генеральный директор страховой компании «Авеста» Сергей Сафронов. Желание банков сделать программы максимально полными даже может портить страховой рынок.
«Из-за залогового страхования основные продажи каско приходятся на программы без франшизы, -- считает Михаил Меженик, заместитель директора центра корпоративного страхования СГ «МСК» в Петербурге. -- В результате стоимость полиса неоправданно возрастает, так как большая часть выплат приходится на мелкие повреждения».
Руководитель юридического бюро «Правила Страхования» Алексей Кузнецов отмечает, что декларируемая свобода выбора соблюдается редко -- обычно банки настаивают на страховании не только в определенных компаниях, но и навязывают страховые программы.
«Банки декларируют заботу о клиенте при «выборе» страховщика, однако сами нередко остаются безучастными в случае неправомерного отказа в выплате. Например, самоустраняются от участия в суде не то чтобы в качестве соистца, но и даже третьего лица. Также банки не дают применять рассрочки и зачастую франшизу», -- заключает он.