В Кремле идет тяжелый кастинг

Эта история с Лужковым не только про Лужкова и не столько про Лужкова. Эта история характеризует ту систему власти, которая сложилась в России. Эта система основана на личных договоренностях. Она была сделана так, что теперь легитимно разрешить вопрос с Лужковым невозможно, потому что нет действенного политического механизма.

Проблемы, аналогичные столичной, были на периферии, в Калининграде, но там удалось все разрешить, в Москве же это дей­ствительно проблема. Ведь стабильность в Москве -- это стабильность в России. Все цветные революции, которых так боится власть, -- столичные. Столицы играют особую роль, это принципиальная вещь.
Смена мэра -- не технический вопрос, трогать его можно только в крайнем случае, нельзя дестабилизировать Москву. Это тупиковая позиция.
Да, Лужков пришел на пост мэра как хозяйственник, но постепенно ситуация требовала от него политических действий: он должен был обеспечивать победу «Единой России» на выборах, принимать решения по оппозиции и так далее. Ему дали право высказываться по политическим вопросам, разруливать конфликты. Здесь же и гастарбайтеры, и сексуальные меньшинства.
Поэтому сейчас просто снять его нельзя, он знает очень много, власть поэтому закрывала на что-то глаза.
Именно поэтому мэр Москвы и власти России -- это сиамские близнецы, ситуация не имеет решения.
Другая проблема -- кто придет на место Лужкова. Нужен человек, который быстро найдет общий язык с чиновниками, с бизнесом, с бывшими лужковскими кадрами. Это колоссальная задача. Сейчас в Кремле идет тяжелый кастинг, нужен человек не из Москвы, но который в то же время близко и неформально, не по газетам, знаком с городом. Плюс нужен человек, который сейчас не занимает никакой должности, ведь ему самому надо полгода передавать дела.
Те кандидаты, которые называются, те четыре-пять человек, которые фигурируют в прессе, -- это персонажи совсем нереальные. Кстати, не каждый ведь и пойдет. Может, это будет традиционный, в стиле Путина кандидат, которого никто не знает. Как это было с Фрадковым, с Зубковым. Тот, кто не включен в финансовые потоки, проходящие через столицу. У кого не будет обязательств перед различными группировками. Здесь нужно нетривиальное решение. Ведь Москва -- это огромные финансовые интересы, а Путин и Медведев пришли к власти тогда, когда Лужков уже был мэром, то есть ни тот, ни другой эти потоки не контролируют или контролируют частично. А перед наступающим 2012 г. это не лучший вариант.
Думаю, сейчас у Медведева и Путина есть мысль, что Лужков может не выполнить своих обязательств. А полтора года до выборов -- они крайне ответственные, это потом уже можно будет расслабиться. Конечно, есть и личные конфликты между Медведевым и Лужковым, Медведев никогда и не скрывал своего отношения к мэру. Спокой­ствие в Москве, недопущение акций несогласных -- это очень непросто.
Повторюсь: идет активный кастинг, пока такие люди не будут найдены. А лучше иметь не только план А, но и план Б: пока не будут проведены консультации, Лужков будет оставаться в кресле мэра.
Медведев, очевидно, боится сделать ошибку, ведь ситуацию уже отыграть назад нельзя, поле для маневра небольшое. Это ведь будет ошибка не только Медведева, но и Путина, Медведев не должен проиграть именно как преемник. Поэтому Путин сейчас занимается подбором кандидатов. Когда нет системы, начинается импровизация, экспромт, ситуация с Лужковым -- это полный экспромт. Это ненормальность. Тем более когда это касается человека, который был ранее политически близок. Они сидят в Кремле и думают: что бы такое сделать, чтобы ушел Лужков? И идут предложения: давайте снимем фильм, покажем по телевидению. Это все экспромт, вся страна живет в состоянии экспромта, а это означает непредсказуемость. Подумаешь, проблема -- снять мэра города! А механизма нет.
Николай Злобин, директор программ Института мировой безопасности (Вашингтон)