Сезонные продукты

«ДП» отобрал премьеры нового сезона, на которые стоит заранее купить билеты

Первой заметной премьерой открывающегося театрального сезона станет «Укрощение строптивой» (14 сентября) в Александринском театре.
Худрук Александринки Валерий Фокин счастливым образом соединяет в себе талант режиссера и ум и волю руководителя. Или наоборот. Вот и в прошлом сезоне он строил репертуар так, чтобы его собственные спектакли не смотрелись выигрышно на фоне работ других режиссеров (как поступают, за редчайшим исключением, все главрежи), но на равных с ними корреспондировали. Так выстроилась лучшая в Петербурге премьерная афиша: «Гамлет» самого Фокина, «Дядя Ваня» Андрея Щербана, «Изотов» Андрея Могучего. Так она будет строиться и дальше.
Комедию Шекспира ставит литовский режиссер Оскарас Коршуновас. Он вернул пролог, который практически всегда выкидывают. Там дело в том, что некий лорд развлечения ради велит вытащить из канавы крепко выпившего забулдыгу, переодеть его, протрезвить и уверить, что тот -- аристократ в собственном замке. А заезжие актеры для его услаждения как раз разыгрывают историю про укрощение строптивой Катарины мужланом Петруччо. Надо сказать, что сама идея с прологом для петербургской сцены не нова: в начале 1990-х режиссер Владимир Рубанов перенес в Театр комедии свою омскую постановку, где пьяный хам как раз и стал главным действующим лицом. Спектакль был прескверный, да и 20 лет прошло, так что идею Коршуноваса можно считать вполне самостоятельной. Еще более оригинально распределение ролей. Катарина -- красотка Александра Большакова (что, впрочем, логично), а вот Петруччо -- Дмитрий Лысенков, который кто угодно: неврастеник, трагический клоун, черт в человеческом обличье, но уж точно не брутальный мачо. Это тот случай, когда в кастинге -- соль трактовки. Тем интересней увидеть новую работу самого одаренного, непредсказуемого и многообещающего молодого актера Петербурга.
Кроме того, в сезоне обещаны «Синяя птица»­ Метерлинка в постановке Андрея Могучего и опус Валерия Фокина «Гоголь» -- он откроет строящуюся Малую сцену.
Еще один главный театр города -- Малый драматический -- Театр Европы -- продолжает работу над «Тремя сестрами». Уже есть три премьерных даты в октябре, но, зная художественную бескомпромиссность Льва Додина, который если не сочтет спектакль готовым, то и не выпустит, правильным будет к ним на всякий случай­ относиться с осторожностью. Хотя увидеть «Сестер» уж больно охота: репетирует вся труппа, а публика заждалась новых работ мастеров МДТ.
Средство Гергиева
Флагман российского оперно-балетного дела Мариинский театр первую премьеру -- «Средство Макропулоса» Яначека представит 23 октября. Многоопытный английский режиссер Грэм Вик переносит к нам свою постановку в Датском королевском театре.
Остальные новинки и оперного, и балетного репертуара пока зреют под завесой тайны, которая приподнялась лишь над «Ариадной на Наксосе»: эту оперу Рихарда Штрауса в Концертном зале театра весной должен выпустить Михаэль Штурмингер, памятный по сделанному им в Мариинке «Идоменею» Моцарта -- спектаклю неталантливому, а местами просто глупому. И по еще более глупой пьесе «Адская комедия», которую он написал и сам поставил с ослепительным Джоном Малковичем, чье явление стало одним из гвоздей минувшего фестиваля «Звезды белых ночей». Впрочем, зная фирменную импульсивность Валерия Гергиева, заглядывать на полгода вперед неразумно, и прав театр, не объявляя планов: отмена объявленного -- неприятный сюрприз, а вдруг грянувшая неведомая премьера -- сюрприз просто. Таковым, в частности, станут (по слухам) «Мертвые души» Родиона Щедрина.
В ожидании Начо
Михайловский театр, сделавшийся в последние несколько лет (надо отдать должное его новому гендиректору Владимиру Кехману) одним из главных театральных ньюсмейкеров, 16 сентября откроет новый сезон премьерой, которую дважды показали на закрытии предыдущего, -- оперой Верди «Бал-маскарад» в постановке латвийского режиссера Андрейса Жагарса.
Холодноватый элегантный спектакль, украшенный сценографией легендарного художника Андриса Фрейбергса и дивными костюмами Кристине Пастернака, положил начало сотрудничеству Михайловского и Латвийской национальной оперы, где Жагарс трудится директором. Возможно, оно продолжится «Евгением Онегиным» в его же постановке -- есть планы копродукции. Впрочем, поскольку импульсивность г-на Кехмана не уступает гергиевской, слово «возможно» здесь представляется весьма уместным.
Примером этой импульсивности стало молниеносное приглашение на пост худрука балета знаменитого испанского хореографа Начо Дуа­то -- это при том, что контракт нынешнего шефа балетной труппы Михаила Мессерера истекает только в следующем году. Однако инспирированная им премьера сочинения Алистера Марриотта «Сенсориум» (ее должны были позаимствовать у Ковент-Гарден) заменена на открытии балетного сезона на «Лауренсию», выпущенную в июне как раз Мессерером.
Дом №20
Стартующий 27 сентября фестиваль «Балтийский дом» празднует свое 20-летие, по какому случаю готовится пир на весь мир. В качестве выдержанных вин на нем покажут несколько ставших классикой спектаклей Някрошюса, Херманиса, Туминаса и др., а блюда extra fresh -- «Медея», последняя премьера Камы Гинкаса в Московском ТЮЗе, и гамбургские «Дети солнца» (пьесу Горького поставил Люк Персеваль, чьи предыдущие спектакли, знакомством с которыми мы обязаны «Балтдому», сделали очевидным: если и есть в современной режиссуре гений -- то это Персеваль).
Наконец, событие камерное, но оттого не менее отрадное. «Старший сын» Григория Козлова в строгом смысле слова премьерой не будет: спектакль не раз сыграли на Малой сцене Театральной академии. Но случилось чудо: замечательный курс Козлова, который естественным образом вырос в театр, получив дипломы, не разбежался, а при помощи добрых людей, в том числе комитета по культуре, театром и остался. Первый сезон нового петербургского театра «Мастерская Григория Козлова» должен открыться в середине сентября как раз «Старшим сыном».