Гимн труду, или Ностальгия по соцсоревнованию

Идя на выставку «Гимн труду» (проходит в корпусе Бенуа Государственного Русского музея), вы предвкушаете, что будет очень смешно.

На полном серьезе
Монтажники с перекошенными от энтузиазма лицами и бьющиеся за рекорд сталевары в пыльных шлемах могут рассмешить и покойника. Однако все эти забытые образы трудового подвига демонстрируются в залах корпуса Бенуа так же серьезно, как это было до перестройки.
Эта выставка убеждает нас в том, что с советского времени как будто бы мало что изменилось. Казалось бы, и страны под названием СССР давно нет, и социализм превратился в посмешище, и от промышленности остались одни арендные помещения. Но, несмотря ни на что, картины, скульптуры и предметы декоративно-прикладного творчества, посвященные трудовому порыву советского народа, должны помочь нам проникнуться романтизмом строителей коммунизма.
Классики и современники
В большинстве своем образы великих строек социализма, плакаты первой пятилетки, портреты ударников и пейзажи с промышленными гигантами 1960-1970-х представляют собой образцы примитива и наивного искусства. Значимость им придает соседство с произведениями классиков советского авангарда: Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Между тем вернуть то возвышенное отношение к труду, что было в советском обществе, сегодня сложно, если вы читали, например, дневники заключенных, строивших Волгобалт, или уморительные рассказы Довлатова о победителях соцсоревнования.
Кураторов выставки это почему-то не смущает, они избегают критических или исторических комментариев, показывая зрителю только прекрасные художественные образы труда. Некоторые из них столь же монструозны, как «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, воплотившей в знаменитой скульптуре воодушевление и ужас созидателей и жертв народного блага.
Исторический материал
При всем при том едва ли не самое существенное в советском индустриальном искусстве -- обстоятельства, в которых оно создавалось, и присущие ему особенности. На выставке есть намек на то, что оно восходит к индустриальным пейзажам русских футуристов Натальи Гончаровой и Александра Шевченко. В это сложно поверить, видя несколько сотен неоэкспрессионистских произведений, не похожих на футуристские эксперименты с плоскостью холста.
Зато наверняка легко найти сходство между экспонатами выставки и произведениями XIX в., посвященными рабочим. Обратившись к истокам соцреализма, можно узнать о нем много нового, чему в доперестроечные времена не придавали значения.
Вернуться к советскому индустриальному искусству действительно важно, только не в ностальгическом забытье, но разбирая его как исторический материал.
Станислав Савицкий, арт-критик