После кризиса, или Бабье лето

Петербургский рынок труда к началу осени оказался в лучшем состоянии, чем год назад. Однако многие проблемы, существовавшие еще до кризиса, не потеряли своей актуальности.

Петербургский рынок труда оживился. По оценке регионального директора Kelly Services Анны Устиянц, сегодня можно говорить о росте не менее чем в 50% по сравнению с началом осени прошлого года. «Компании, которые начали набирать персонал в августе-сентябре 2009 г., не сокращали его в этом году и продолжают расширение», -- поясняет генеральный директор «ТРИЗА EXCLUSIVE Петербург» Илья Сметанин. Так, по данным SuperJob.ru, работодатели в июле разместили вакансий примерно в 1,5-2 раза больше, чем в октябре 2008 г. «Эта общая тенденция характерна и для рынка труда СЗФО, -- говорит президент рекрутингового интернет-портала Алексей Захаров. -- В настоящий момент на долю округа приходится 15,2% от всей базы вакансий, а доля предложений работодателей Петербурга в ней -- 80,3%». Генеральный директор «БизнесЛинк Персонал» Маргарита Пономарева считает, что активное с точки зрения набора персонала лето 2010 г. дает все основания надеяться -- в сентябре заявок на поиск персонала будет еще больше.
Еще одним показателем оживления рынка труда Светлана Лавриненко, руководитель отдела рекрутмента компании «АНКОР» в Петербурге, считает растущий интерес работников к смене нынешней работы. «Сотрудники, которые в кризисный период отложили свои планы по поиску нового места работы и карьерному продвижению из-за боязни потерять стабильность, сейчас готовы рассматривать новые предложения в целях дальнейшего профессионального роста», -- говорит она. Причем, по словам Светланы Лавриненко, выросло число работающих кандидатов. Для работодателей это знак того, что нужно сосредоточиться на мотивации своих сотрудников и, возможно, пересмотреть систему поощрений.
Время открытий
По наблюдениям Анны Устиянц, активнее всего сегодня заняты поиском сотрудников банки, страховые компании, предприятия FMCG. «Фармацевтика, показавшая рост в кризис, сегодня особо не выделяется», -- считает эксперт. «Немало этим летом было запросов от производственных компаний», -- замечает Маргарита Пономарева.
Анатолий Лыткин, директор петербургского офиса Pedersen & Partners, отметил в начале лета большое количество заказов на руководителей для компаний В2В. «Позиции как открывались заново, так и были следствием конфиденциальных замен», -- поясняет он.
Практически все эксперты отмечают, что самым востребованным специалистом остается менеджер по продажам. «Здесь вилка по заработной плате -- от 30 тыс. до 80 тыс. рублей в окладной части, -- уточняет Илья Сметанин. -- Это зависит от рынка, куда приходит кандидат, и его опыта». Светлана Лавриненко уверена, что восстановление спроса относится практически ко всем специальностям, в том числе административным, к сфере маркетинга, управления персоналом и т.д. «Сейчас появилось больше шансов найти работу у специалистов по развитию бизнеса», -- замечает координатор проектов агентства "1000 кадров" Юлия Егорова.
Охота продолжается
Однако появляющиеся после кризиса вакансии -- пока единственная причина для оптимизма. Ситуация с дефицитом кадров как была актуальной до кризиса, таковой осталась и после него. Поэтому охотников за головами меньше не стало. «Как в лучшие времена было сложно найти инженера со знанием английского языка, так и сегодня сложно закрыть эту позицию», -- приводит пример Анна Устиянц. Светлана Лавриненко с сожалением добавляет, что кадровый дефицит на рынке производственных специальностей не только остается, но и с годами будет нарастать. И корни его тянутся еще из далеких 1990-х годов.
Косвенно подтверждают актуальность проблемы и данные о количестве резюме на одну вакансию, которые приводит Алексей Захаров. Так, и в июле 2010 г., и осенью 2008 г. на одно место в петербургских компаниях претендовало одинаковое число людей -- в среднем 6,5 человека на вакансию. Конечно, эти цифры в первую очередь демонстрируют уровень конкуренции среди соискателей. Но, если учесть тот факт, что многие вакансии очень долго остаются открытыми, можно говорить о несоответствии уровня претендентов и запросов работодателей.
Кризис эту ситуацию еще более усугубил. «Учитывая уроки кризиса, работодатели сегодня резко повысили требования к профессионализму сотрудников, к уровню их теоретической подготовки и практического опыта, -- считает Анатолий Лыткин. -- Работодатели стали предъявлять повышенные требования и к резюме, логичности предыдущего карьерного роста и мотивации смены работы».
Сила кандидата
Особого оптимизма у работодателей не вызывает и ситуация с зарплатами. Да, с одной стороны, соискатели готовы снижать свои запросы. Как говорит Светлана Лавриненко, специалисты, которые остались без работы в кризис, сейчас готовы подвинуться в зарплатных ожиданиях на 10-30%. Но, с другой стороны, по мнению генерального директора рекрутинговой компании «ПетроСтимул» Станислава Куликова, из-за оживления бизнеса и дефицита нужных кадров соискатели вновь пытаются отстоять видение стоимости своих услуг, хотя год назад они были более сговорчивы.
«У кандидатов появилась возможность торговаться: компании уже готовы прислушаться к ожиданиям специалиста, если хотят видеть его у себя», -- соглашается Илья Сметанин.
«Я бы назвала это адекватностью в проведении поиска, -- говорит Маргарита Пономарева. -- Если работодатель имеет возможность предложить нужному кандидату более интересные условия, он это делает. Если в сентябре 2009 г. рынок практически на 100% принадлежал работодателю, то сейчас оживает рынок кандидатов».
Что выросло, то выросло
В вопросе, вернулись ли зарплаты к докризисному уровню, мнения экспертов разделились. Алексей Захаров относится к тем, кто считает, что зарплаты, упавшие в кризис, не просто вернулись к показателям осени 2008 г., но и с весны 2010 г. росли. «Правда, активный рост зарплатных предложений, который мы наблюдали в течение первого полугодия 2010 г., в июле замедлился. Летом работодатели не спешат привлекать нужных специалистов путем повышения зарплат», -- говорит он.
Светлана Лавриненко считает, что возвращение зарплат к докризисному уровню -- перспектива ближайшего времени. «И быстрее здесь восстанавливаются производственный и банковский секторы, телекоммуникации, розница и IT», -- уточняет она. Юлия Егорова отмечает, что сейчас стремительнее всего возвращаются к докризисному уровню зарплаты руководителей и специалистов по продажам, так как их доход сильно упал в кризис из-за снижения или даже отмены бонусной части. Наименьший же рост наблюдается у базового персонала и специалистов начального уровня, доход которых практически не изменился. Так, заработная плата подсобного рабочего в среднем составляет 18-22 тыс. рублей, а доход секретаря колеблется в пределах 15-20 тыс. рублей.
Анна Устиянц, опираясь на практику компаний с западным капиталом, считает, что особого падения и не было, чтобы говорить о возвращении. С ней отчасти согласен Анатолий Лыткин, во всяком случае, что касается компенсационных пакетов. «Единственно, возможно, размеры заработных плат стали более вариабельными, определяемыми прежде всего личностью и профессионализмом кандидатов, -- говорит он. -- Хотя иногда наши клиенты в кризис рассматривали кандидатов и с ожиданиями, вдвое превышающими предложение».
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты