Жизнь вдруг поднимает голову

Это один упырь в «Тени» Шварца» говорит: «Как раз тогда, когда мы полностью побеждаем, жизнь вдруг поднимает голову». Кажется, нечто подобное происходит в петербургском драматическом театре.

В августе Такой театр трижды показал в Музее Достоевского премьеру спектакля «Главное забыл» по Шолом-Алейхему. Его повесть «Менахем-Мендл» -- переписка шлемазла Менахема и его жены Шейне-Шейндл, инсценировка, соответственно, на двоих. Ими предстали Александр Баргман и Ирина Полянская.
Баргман с товарищами некогда создали Такой театр, не могучи терпеть больше пошлость и мертвечину «прославленных сцен». Гомерически смешно поиздевавшись над ними в первых опусах, Такой театр посерьезнел, перешел к изощренной профессиональной и глубинной душевной работе. Прекрасным ее результатом стал, в частности, «Иванов» (его играют в том же музее) -- спектакль содержательный и проникновенный, с несколькими выдающимися ролями.
«Главное забыл» уровня «Иванова» не досягает, его цели скромней. Режиссер Михаэль Теплицкий поставил вещицу изящную, сбалансированную, забавную и печальную в ту строго выдержанную меру, которую диктует отменный вкус. Камерное пространство освоено остроумно и изобретательно (художник Полина Адамова), изогнутая лестница и антресоли позволяют переливами мизансцен передавать путешествия бестолкового самонадеянного инфантильного Менахема, отчитывающегося в письмах жене о провале очередной авантюры. Баргман и Полянская играют во всеоружии мастерства: точно, ловко, непредсказуемо. Есть просто изумительные находки: вот Шейне читает очередное письмо, муж его, естественно, озвучивает, она в раздражении сминает лист -- он затыкается, снова разворачивает -- он продолжает, манипуляции с листом повторяются, делаются все короче, и речь Баргмана так же рвется на фразы, слова, их обрывки, просто звуки.
Так чисто работать умеют в городе немногие. Общим местом стало ругать сериалы, но они в самом деле привели к деградации актерской профессии: и умений, и нравственности. На сцену сплошь и рядом выходят люди, не способные ровно ни к чему, кроме вульгарной самодемонстрации к восторгу публики, пришедшей поглазеть на сериальных звезд. И театр давно бы следовало прописать по ведомству шоу-бизнеса, однако по разным укромным углам, малым сценам, а то и просто комнатам возникают живые спектакли, утверждающие театр не как часть индустрии развлечений, но как искусство.
На Малой сцене ТЮЗа вот уже много лет Ирина Соколова и Валерий Дьяченко играют «Старосветских помещиков» -- это мировой уровень, мастер-класс для всех, кто хочет увидеть, что такое актерская виртуозность. На Малой сцене Театра им. Ленсовета феноменальная Роза Хайруллина иногда показывает спектакль «Я скучаю по тебе» -- и такой ослепительной лирической эксцентрики не бывало со времен молодой Ольги Волковой. Один из крупнейших современных актеров Сергей Дрейден играет в фойе Театра на Литейном. Наконец, «Идиот» мастерской Григория Козлова, который 3 года шел на Малой сцене Театральной академии, -- пятичасовой подвиг и пять часов театрального счастья, о каком в помпезных залах академических китов мечтать не приходится. Таких примеров, к великой радости, немало.
Думаю, дело попросту в том, что на маленькой сцене любителям себя в искусстве ловить нечего и на нее выходят лишь те, кто в самом деле любит искусство в себе.
Дмитрий Циликин, журналист