Отрицание перемен

Сексолог, антрополог Игорь Кон о вреде консерватизма и о семейной революции

Игорь Семенович, нередко в современном обществе негативно относятся к трансформациям, которые происходят в частной жизни человека: ранний подростковый секс, нежелание вступать в брак и т.д. Оценки справедливы?
--Общество развивается по определенным законам, от этого никуда не деться. Допустим, вы живете в патриархальной деревне. Кругом лес, который не сгорел, чистое озеро, прекрасные соседи. Но ничего не меняется. В определенный момент вас такая жизнь перестает устраивать, вы переезжаете в большой город. Там много возможностей, можно чем угодно заниматься, как угодно себя вести, но вы по большому счету никому не нужны. Вам становится неуютно от такой жизни. Конечно, можно вернуться в деревню. Но, если вы хотите жить в современном обществе, текучем, быстро меняющемся, надо понимать, что жизнь в нем влечет за собой определенные, до того вам невиданные трудности. Вопрос заключается в том, можем мы или не можем вернуться, образно говоря, в XVI век? Мне кажется, что не можем.
На самом деле в России идут те же самые перемены, которые происходили в других постиндустриальных развитых странах. На Западе когда-то тоже кричали: «Что делать?! Конец света!» А потом выяснилось, что нет никакого конца. Мир столкнулся с новыми вызовами, и на них надо находить ответы. Снижается возраст сексуального дебюта, и сексом начинают заниматься очень молодые люди. Конечно, разрешения у старших они не спрашивают. И вы никаким способом их не заставите это делать и пояса добродетели на них не наденете. Понятно, что более ранняя экстенсивная сексуальная жизнь ведет к дополнительным рискам. И тогда возникает вопрос, как можно минимизировать риски? Оказывается, единственное, что можно сделать, -- дать детям, до того как они начнут сексуальную практику, соответствующие знания.
Задача родителей?
--Нет, родители с этой задачей справиться не могут. Нигде никогда в мире семья этой задачи не выполняла и сегодня не выполняет. Слишком интимные вещи. К тому же родители занимают охранительные позиции. И рассказывать о собственном сексуальном опыте -- значит говорить своему ребенку о себе что-то такое, что не очень хочется говорить. Подготовка предполагает не только и не столько семью, но в первую очередь школу, образовательные учреждения. Вызов брошен эпидемией ВИЧ. Западное общество его получило раньше, чем российское. Думали там недолго, а кто долго -- заплатил высокую цену. Голландия -- проходной двор Европы. Страна вымерла бы, если бы немедленно не были приняты все меры безопасности, вместо того чтобы убеждать людей, что надо придерживаться традиционных ценностей. В Голландии сексуальное образование детей начинается в первом классе школы. Главный вопрос следующий: мы принимаем мир, в котором живем, за реальный или хотим жить в воображаемом прошлом?
Так же и с другими вопросами. Конечно, семья -- это институт, который требует стабильности. Плохо, если он нестабилен. Но нравится вам это или нет, сегодня все институты стали менее стабильными. Меняются критерии семейной жизни, на первый план выходят качественные показатели. Счастливая семья теперь не та, в который муж и жена 40 лет вместе прожили как кошка с собакой, отравляя друг другу жизнь, а та, в которой есть субъективная удовлетворенность каждого члена семьи. Люди позже вступают в брак, иногда в него вообще не вступают, но это не значит, что они ведут монашеский образ жизни, просто поменялись представления о семейных отношениях.
Тенденции развития у нас те же, что и на Западе. Только там их признают, а у нас отрицают. Если просто говорить молодым людям: не делай того, не делай этого -- эффект ничтожен. Идея полного сексуального воздержания до брака -- официальная позиция московского правительства -- утопическая. Бессмысленно обсуждать, хорошо это или плохо, потому что люди так не поступают.
Какие трансформации в семейных отношениях наиболее интересны?
--Один из самых интересных сюжетов -- новое родительство, в том числе отцовство. Сегодня много молодых мужчин, для которых отцовство имеет гораздо большее значение, чем было раньше. Почему? Гендерная революция приводит к тому, что при сохранении природных половых различий ослабляется гендерная поляризация. Ослабляется представление, что мужское и женское -- это абсолютные противоположности. На первый план выходят индивидуальные различия. Когда-то знаменитый американский антрополог Маргарет Мид полушутя-полусерьезно сказала: «Отец -- это биологическая необходимость, но социальная случайность». Институт отцовства у одних биологических видов существует, например у птиц, а у других функция самца сводится к оплодотворению. У человека отцовство существует, но функции его меняются. В эволюционной биологии есть строгая теория о том, что разница между мужчиной и женщиной -- это прежде всего разница в родительском вкладе. Родительский вклад женщины всегда больше, чем мужчины.
Однако здесь многое меняется. С одной стороны, современные женщины ради карьеры откладывают рождение ребенка, для них материнская функция второстепенна или вообще несущественна. С другой стороны, для многих мужчин, причем молодых и образованных, отцовство становится значимым. Они уже не хотят быть только кормильцами. Появление ребенка -- это гордость, важная часть их жизни.
Как меняются ожидания мужчин от женщин и женщин от мужчин?
--Главная трудность, особенно для нашей страны, -- люди медленно усваивают идею гендерного равенства. Тот факт, что мужчина и женщина впервые в истории человечества оказались конкурентами, многие воспринимают в штыки. А это сказывается и на семейной жизни. Социологические исследования показывают, что консерватизм играет дурную шутку и с мужчинами, и с женщинами. Он порождает ложные ожидания. Даже многие продвинутые, эмансипированные москвички убеждены, что мужчина должен содержать их материально, но одновременно быть добрым, заботливым, возиться с детьми. Извините, но это из разных опер. На каменную стену можно облокотиться, но, в отличие от жилетки, она не греет. А жилетка не каменная.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты