Виртуальное государство

Блогосфера состоит из своего рода удельных княжеств.

Всю свою историю СМИ были односторонним каналом коммуникации: автор вещает, читатель (или зритель) молча внемлет. Теперь же у читателей есть возможность вести диалог. Это повышает доверие аудитории, но и усиливает манипулятивные свойства блогов. В свою очередь общественное мнение из Сети начинает переноситься в жизнь. И мнение это часто бывает негативно по отношению к действиям власти. Более того, блогосфера превращается в резонатор, генерирующий, сепарирующий и усиливающий информационные потоки.
Причем это наша, российская специфика. За рубежом блогосфера служит в большей степени коммерческим целям. Там продвижение через блоги эффективно используется как для рекламы новых продуктов, так и в конкурентной борьбе. Интересный пример подают США, где действует общественная ассоциация блогеров-журналистов Media Bloggers Associationn. Фактически эта организация является профсоюзом, для вступления в который необходимо пройти курсы и сдать соответствующий экзамен. Всего за $25 в год блогеры получают бесплатную юридическую помощь и консультации. Дополнительная опция -- страховка­ от профессиональных рисков: обвинений в клевете, вмешательстве в частную жизнь и т.д.
До событий 2008 г. в Осетии и митингов во Владивостоке блогосфера не рассматривалась в качестве серьезного источника альтернативной информации. Но сейчас блоги превращаются в мощный информационный фактор. Вследст­вие чего российский блогер №1 Дмитрий Медведев потребовал от чиновников вести интернет-дневники и обращать внимание на резонансные темы в Интернете.
Когда правительство спохватилось, что блогосфера не подконтрольна, Сеть наводнили провокаторы, а СМИ начали муссировать тему цензуры в Интернете. Устраиваются показательные процессы над отдельными блогерами: их громко судят и тихо отпускают. В связи с этим самое главное, что может подвигнуть блогеров к консолидации, -- это продвижение законопроекта, защищающего их права, а также регламентирующего их взаимоотношения с государством и СМИ. К объединению также подталкивает необходимость в коллективном противодействии деятельности троллей, спамеров и созданию корпоративной системы рейтингов.
Время от времени блогеры, приютившиеся на дискуссионных порталах, поднимают разговоры о самоорганизации. Доходит до курьезов, когда проводятся опросы с целью выяснить, к чему блогеры больше расположены -- сбиваться в стаи или же в стада. Вопрос между тем не праздный. Прежде всего потому, что кардинально различаются цели блогеров -- рупоров организаций (партий, президента, правительства, корпораций) и так называемых «из народа». Если первые преследуют интересы группы и манипулируют общественным мнением, то вторые становятся источником незапланированных акций (случаи с заслоном на МКАД и майором Дымовским). Соответственно, одним нужна та форма самоорганизации, которая облегчит выполнение тотального манипулирования, тогда как другим ненавистна сама мысль об обуздании их интернет-свобод.
Существуют две диаметрально противоположные оценки блогосферы. Согласно одной блогосфера является альтернативой официальным СМИ. Другая с этим категорически не согласна, и ее сторонники видят в блогах трансформатор, искажающий и уродующий информационные потоки. Скорее всего, в чем-то правы обе стороны.
Если бы блогеры извлекали из своего занятия доход, то государство могло бы подвести их под ФЗ о саморе­гулируемых организациях. Однако сегодня среди них очень мало тех, кто сумел свое занятие монетизировать. Конечно, есть авторы, которые не отказались бы от дополнительного дохода, но не знают, как сделать, ­чтобы за их эпистолярное творчество платили. В этой связи преимущества будут на стороне тех общественных организаций, которые смогут предложить соответствующее вознаграждение.
Проблема самоорганизации блогосферы активно обсуждается. Что нужно? Прежде всего -- объединяющая идея. Но, может быть, она уже сформулирована? Это защита прав блогеров, внедрение корпоративной этики и продвижение замалчиваемых точек зрения.
Иван Янушкевич, директор «Бюро финансовых решений»