00:0023 июля 201000:00
16просмотров
00:0023 июля 2010
Блогосфера состоит из своего рода удельных княжеств.
Всю свою историю СМИ были односторонним каналом коммуникации: автор вещает, читатель (или зритель) молча внемлет. Теперь же у читателей есть возможность вести диалог. Это повышает доверие аудитории, но и усиливает манипулятивные свойства блогов. В свою очередь общественное мнение из Сети начинает переноситься в жизнь. И мнение это часто бывает негативно по отношению к действиям власти. Более того, блогосфера превращается в резонатор, генерирующий, сепарирующий и усиливающий информационные потоки.
Причем это наша, российская специфика. За рубежом блогосфера служит в большей степени коммерческим целям. Там продвижение через блоги эффективно используется как для рекламы новых продуктов, так и в конкурентной борьбе. Интересный пример подают США, где действует общественная ассоциация блогеров-журналистов Media Bloggers Associationn. Фактически эта организация является профсоюзом, для вступления в который необходимо пройти курсы и сдать соответствующий экзамен. Всего за $25 в год блогеры получают бесплатную юридическую помощь и консультации. Дополнительная опция -- страховка от профессиональных рисков: обвинений в клевете, вмешательстве в частную жизнь и т.д.
До событий 2008 г. в Осетии и митингов во Владивостоке блогосфера не рассматривалась в качестве серьезного источника альтернативной информации. Но сейчас блоги превращаются в мощный информационный фактор. Вследствие чего российский блогер №1 Дмитрий Медведев потребовал от чиновников вести интернет-дневники и обращать внимание на резонансные темы в Интернете.
Когда правительство спохватилось, что блогосфера не подконтрольна, Сеть наводнили провокаторы, а СМИ начали муссировать тему цензуры в Интернете. Устраиваются показательные процессы над отдельными блогерами: их громко судят и тихо отпускают. В связи с этим самое главное, что может подвигнуть блогеров к консолидации, -- это продвижение законопроекта, защищающего их права, а также регламентирующего их взаимоотношения с государством и СМИ. К объединению также подталкивает необходимость в коллективном противодействии деятельности троллей, спамеров и созданию корпоративной системы рейтингов.
Время от времени блогеры, приютившиеся на дискуссионных порталах, поднимают разговоры о самоорганизации. Доходит до курьезов, когда проводятся опросы с целью выяснить, к чему блогеры больше расположены -- сбиваться в стаи или же в стада. Вопрос между тем не праздный. Прежде всего потому, что кардинально различаются цели блогеров -- рупоров организаций (партий, президента, правительства, корпораций) и так называемых «из народа». Если первые преследуют интересы группы и манипулируют общественным мнением, то вторые становятся источником незапланированных акций (случаи с заслоном на МКАД и майором Дымовским). Соответственно, одним нужна та форма самоорганизации, которая облегчит выполнение тотального манипулирования, тогда как другим ненавистна сама мысль об обуздании их интернет-свобод.
Существуют две диаметрально противоположные оценки блогосферы. Согласно одной блогосфера является альтернативой официальным СМИ. Другая с этим категорически не согласна, и ее сторонники видят в блогах трансформатор, искажающий и уродующий информационные потоки. Скорее всего, в чем-то правы обе стороны.
Если бы блогеры извлекали из своего занятия доход, то государство могло бы подвести их под ФЗ о саморегулируемых организациях. Однако сегодня среди них очень мало тех, кто сумел свое занятие монетизировать. Конечно, есть авторы, которые не отказались бы от дополнительного дохода, но не знают, как сделать, чтобы за их эпистолярное творчество платили. В этой связи преимущества будут на стороне тех общественных организаций, которые смогут предложить соответствующее вознаграждение.
Проблема самоорганизации блогосферы активно обсуждается. Что нужно? Прежде всего -- объединяющая идея. Но, может быть, она уже сформулирована? Это защита прав блогеров, внедрение корпоративной этики и продвижение замалчиваемых точек зрения.
Иван Янушкевич, директор «Бюро финансовых решений»