Первая половина пошла в рост

Эксперты надеются, что по итогам 2010 г. продажи новых автомобилей в Петербурге вырастут на 11% по сравнению с 2009 годом. Локомотивом роста является программа утилизации.

Как отметили в компании «Питер-Лада», в 2010 году в Петербурге может быть продано около 140 тыс. новых автомобилей.
На российском рынке в целом эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) прогнозируют продажи на уровне 1,67 млн новых автомобилей, что на 9% больше по сравнению с 2009 годом.
Заместитель директора агентства «Автостат» Сергей Удалов подчеркивает, что первые 5 месяцев 2010 года показали, что доля петербургского авторынка в структуре рынка России по продажам новых иномарок начала расти, хотя еще в 2009 году падала.
«По итогам I квартала этот показатель составил 9,61%, а по результатам 5 месяцев -- уже 9,74%. Госпрограмма утилизации подстегнула рынок иномарок, и вслед за увеличением продаж новых иномарок, которое наблюдается в Петербурге, будет расти и доля города в общем объеме рынка», -- говорит эксперт.
«По предварительным итогам продаж за первые 6 месяцев 2010 года динамика продаж в целом по России была положительной и составила 3% относительно 6 месяцев прошлого года. Динамика продаж в Петербурге, по нашим оценкам, приблизительно сопоставима с динамикой продаж в целом по стране. Рост продаж связан прежде всего с программой утилизации автомобилей, также необходимо отметить некоторое оживление рынка, связанное со стабилизацией и даже некоторым ростом доходов населения, и рост покупок новых автомобилей в кредит», -- заявили в компании «Питер-Лада».
Ограниченный рост
Эксперты АЕБ отмечают, что рост продаж может привести к дефициту автомобилей на рынке. «Во II квартале ситуация на автомобильном рынке кардинально изменилась, спрос вырос и продолжает расти, -- говорит Мартин Ян, вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. -- Рост обусловлен не только премией по утилизации, но и общим улучшением макроэкономической ситуации и ростом покупательского оптимизма. Теперь успех каждого бренда зависит от того, сможет ли он оперативно увеличить производство и поставки. Мы ожидаем некоторого дефицита автомобилей в III квартале и резкого роста продаж под конец года».
Представительства автоконцернов в России снова оказываются в ситуации, когда их рост ограничен объемом поставок. «Наши продажи развиваются исходя из выделенной на Россию квоты, -- сообщили в компании «Мазда Мотор Рус». -- Мы предполагаем, что рынок останется приблизительно на уровне 2009 года, и постараемся сохранить наши позиции на рынке. Здесь есть нюанс -- как японская компания, мы живем в реалии финансового года -- с апреля по март. Поэтому, когда мы говорим о сохранении позиций, речь идет именно об этом периоде».
Многие еще в минусе
Впрочем, пока рано говорить о том, что рынок окончательно выбрался из кризиса. По итогам полугодия только 25 марок из 54, которые включены в статистику АЕБ, продемонстрировали рост.
Наилучший результат показали марки Chance (1836%), ТАГАЗ (253%), Isuzu (187%), Chery (165%), Iveco (151%). Впрочем, есть и марки, чьи продажи упали более чем наполовину. Это пострадавший из-за банкротства ИЖ (099%), BYD (-90%), Geely (-74%), Mazda, Dodge (по -57%) и Cadillac (-51%).
В десятке наиболее востребованных автомобильных марок произошли довольно существенные перемены. Так, значительный рост продаж продемонстрировала отечественная LADA, упрочив за первое полугодие лидерскую позицию на 23%. С 8-го места на 3-е поднялась KIA с приростом продаж 49% -- это лучший подъем в десятке. Также улучшили позиции Renault (с 7-го места на 4-е), Daewoo (с 9-го на 7-е), ГАЗ (с 10-го на 9-е).
Опустились в рейтинге топ-10 следующие марки: Ford (с 3-го места на 5-е), Toyota (с 5-го на 8-е), Nissan (с 4-го на 10-е).
Производство ожило
Среди наиболее продаваемых моделей автомобилей лучшие позиции традиционно занимают машины отечественной сборки, в основном это недорогие модели.
Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за первые 6 месяцев 2010 года российские автозаводы выпустили 488 тыс. легковых автомобилей -- на 67,9% больше, чем за первое полугодие 2009 года.
Июньский результат в текущем году на 79,6% превысил показатель прошлого года и на 11,3% превысил объем выпуска за май 2010 года, сообщает агентство «Автостат». Производство грузовиков (кроме автосамосвалов) в России также выросло: на 51,1% по сравнению с полугодием 2009 года, до 60,1 тыс. штук, в июне на 92,6% (к июню 2009 года), и на 42,6% к маю 2010 года. Рост наблюдался и в других сегментах автопроизводства. Так, выпуск автобусов увеличился на 38,8% к результатам полугодия 2009 года -- до 15,6 тыс. штук. Производство прицепов и полуприцепов тракторных на российских заводах возросло на 3,3%, до 4,7 тыс. штук.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты