От Депардье до Малковича

Фестиваль «Звезды белых ночей», открывшийся 21 мая, 21 июля финишировал. За 2 месяца в Мариинском театре и его концертном зале дали едва ли не сотню спектаклей и концертов, потому полный обзор невозможен ни для кого. Расскажу о том, что лично удалось увидеть-услышать.

Валерий Гергиев, как известно, тяготеет ко всему новому в обеих его разновидностях: стремится открывать публике прежде неизвестный ей (во всяком случае вживую) музыкальный материал; с другой стороны, новое -- хорошо забытое старое, так что изрядное количество премьер в последние годы -- возобновления и реконструкции.
Одна из них -- балет Леонида Якобсона «Спартак», восстановленный к фестивалю. Он оказался местами интересен по хореографии, но никакого художественного смысла не обнаружил, одни только радости чистой декоративности: ищущий развлечений простодушный зритель будет захвачен подробно стилизованными роскошествами Рима времен упадка. Зато «Спартак» вместе с «Кармен-сюитой» и «Анной Карениной», двумя предыдущими балетными премьерами, окончательно утвердил статус Екатерины Кондауровой как безусловной новой звезды.
Две звезды, значащиеся таковыми давно, показались по-разному. Жерар Депардье, вышедший чтецом в «Царе Эдипе» Стравинского, разве что удовлетворил несколько зоопарковое­ желание поглазеть живьем на знаменитость. Зато Джон Малкович предстал в блеске мастерства и харизмы и вполне подтвердил свою репутацию одного из лучших современных актеров -- несмотря на то что пьеса «Адская комедия», которую он играл, представляет собой напыщенный вздор.
Все это было тем яснее, что пространство концертного зала с его круговым обзором предъявляет исполнителей как есть, ничем не прикрытыми. А его поразительные акустические свойства тоже укрупняют и музыкальные достоинства, и огрехи. Среди доставшихся мне радостей -- концертное исполнение «Дон Кихота» Массне и гала сопрано Натали Дессей (Франция). Оркестр был пластичен и ярок настолько, что обещанной сценической реализации оперы не очень-то и хотелось. И Дессей с таким поразительным вокальным и блестящим актерским мастерством спела-сыграла сцены из «Травиаты» и «Манон», что и это был настоящий спектакль.
Две оперные премьеры продемонстрировали протеизм Мариинского театра. Никогда не шедшая у нас опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в постановке Даниэла Креймера -- современный, остроумно, изобретательно придуманный и прекрасно исполнен­ный Еленой Жидковой и Уиллардом Уайтом спектакль. Другой раритет -- «Аттила» -- вызвал одни вопросы. Зачем было извлекать из чулана музлитературы эту третьестепенную партитуру Верди? Зачем звать на постановку режиссера Артуро Гама, не предъявившего никаких идей и решений, одну только рутинную разводку. Которую могли бы искупить сладостно поющие солисты и играющий оркестр -- но ведь и того не было…
Зато на фестивале были два спектакля, категорически исключающие вопрос «зачем». «Хованщина» с блестящим составом солистов и Гергиевым за пультом шла вдохновенно, доказав, что этот в лучшем смысле слова традиционный спектакль 1960 года с реалистическими декорациями и мизансценами и сейчас живее многого, что значится «актуальным», он волнует и захватывает куда сильнее.
«Тристан и Изольда» Дмитрия Чернякова выгля­дел чуть ли не сильнее, чем на премьере, заставив благодарить за возвращение этой постановки в репертуар после пятилетнего перерыва. Берусь утверждать, что «Тристан» и «Хованщина» -- лучшее, что на сегодняшний день есть в оперной афише Мариинского театра.
Дмитрий Циликин, журналист