Как изобличить сговор

Москва. Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум считает, что альтернативы закону о госзаказе нет. Но улучшать его надо.

«ДП» поинтересовался у куратора Закона №94-ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), стоит ли прислушаться к критике строителей и отменить для них его действие.
Мартин Люцианович, в адрес Закона 94-ФЗ традиционно звучит много критики. На съезде Национального объединения строительных организаций его ругали почти в каждом выступлении. Будет ли этот закон меняться и как?
-- Критика эта всегда звучит, и поправки в закон вноситься будут. Но беда 94-го закона в другом. Главная проблема -- это его универсализация: закон содержит некие общие нормы. Более конкретно для различных видов товаров, работ, для различных видов услуг он не прописан.
На самом деле 95% претензий к 94-му закону -- это просто миф. Причем миф, который подогревается в первую очередь заказчиком.
Вот с чем борется этот закон? Он борется с произволом заказчика. При этом спросите любого руководителя строительной организации: что плохо? Какая претензия прозвучит? «Плохо, что нет предквалификации». Но предквалификация уже позволяет на первой стадии заказчику отобрать именно ту организацию, с которой он потенциально сговорился или может сговориться.
Понятно, что для предквалификации нужны хорошая деловая репутация, наличие техники, механизмов. Но, как только мы пытаемся все это в законе прописать, выясняется, что это невозможно. Например, можно записать: «Наличие техники, потребной для выполнения работ». Ну и что? Вот пришли на конкурс пять организаций, и у всех есть техника. Какая именно потребна для данного вида работ? Все -- чиновник устанавливает. Он выберет из этих пяти организаций ровно ту, которую нужно. Что в итоге? Никакого снижения цены.
Вторая претензия, которую выдвигают строители: идет демпинг. Ну, слушайте, демпинг идет из-за того, что плохие контракты. Они позволяют организации, которая выиграла конкурс, злоупотреблять своим положением подрядчика.
Говорят, вот подрядчик выиграл конкурс, расторгнешь контракт, и он по судам затаскает. Не затаскает, если контракт будет содержать четкие положения, в каких случаях и каким образом он расторгается. И любой суд, если это все правильно прописано в контракте, безоговорочно тут же все эти вопросы правильно порешает.
А так закон надо править. Он слишком универсальный, мы согласны, давайте будем вместе над ним работать.
А кто может закон поправить?
-- Инициатором поправок может быть любой субъект законодательной инициативы. К нам постоянно идут такие поправки. Закон действительно сложный, неоднозначный.
Может быть, надо принять отдельный закон о госзаказе в строительстве?
-- Совершенно не обязательно писать законы под каждую отрасль. С точки зрения теории права, вообще говоря, правовое регулирование не должно быть отраслевым.
Другое дело, что отрасли имеют особенности, и я за то, чтобы для регулирования крупных подрядов в строительстве сделать в 94-м законе отдельную главу. И такие примеры в 94-ФЗ уже есть. Это так называемый творческий конкурс. Сфера строительства у нас и так уже отдельно регулируется Градостроительным кодексом. Мы ее и так выделяем, обособляем: у нас по многим отраслям нет отдельных законов.
Например, в Градостроительном кодексе есть раздел о саморегулировании в строительстве, несмотря на то что принят отдельный закон о саморегулировании. Есть и специальный регламент о безопасности зданий и сооружений.
А контракты -- это все-таки гражданские правоотношения и регулируются Гражданским кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Готовился пакет законов о страховании ответственности строителей. Что он изменит?
-- Отдельного законопроекта нет. В рамках поправок в Градостроительный кодекс РФ планируется установить основные требования к страхованию членами СРО своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц в результате недостатков работ по инженерным изысканиям, проектированию и строительству. Предлагается установить минимальные сроки действия договора страхования, минимальные страховые суммы. Это позволит не допустить заключения формальных договоров страхования, которые не обеспечивают страховую защиту.
Необходимость принятия таких поправок связана с тем, что сейчас для строительных организаций, застраховавших свою ответственность перед третьими лицами, взнос в компенсационный фонд СРО мы уменьшили в 3 раза. Поэтому страхование гражданской ответственности членами СРО должно обеспечивать возмещение вреда вследствие некачественного выполнения работ.
Справка
Мартин Шаккум родился в 1951 г. в Красногорске Московской области. Работал в Институте космических исследований, управлении специальных работ Главмособлстроя. В 1996 г. баллотировался на пост президента РФ.
Кандидат психологических, доктор экономических наук. Член высшего совета партии «Единая Россия».
Источник: «ДП»
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты