Арендаторы перешли на проценты

СПб. Стоимость аренды помещений в пользующихся спросом торговых комплексах начинает постепенно приближаться к докризисному уровню.

Из тенденций в начислении арендных ставок можно отметить распространение модели «процент от оборота», что является более привлекательным для арендаторов. В конце прошлого года таких торговых центров было уже более 40%.
В Colliers International Санкт-Петербург отмечают, что ставки аренды в успешных объектах на небольшие помещения (до 200 м2) могут составлять $60-100 м2 в месяц в зависимости от местоположения помещения в комплексе. При этом в самых «топовых» комплексах арендные ставки на ликвидные помещения могли даже остаться на докризисном уровне, а с осени 2009 года стоимость аренды в успешных торговых объектах в целом начала движение к докризисному уровню.
По данным Praktis CB, средние арендные ставки в торгово-развлекательных комплексах, пользующихся спросом со стороны компаний-арендаторов, для «якорей» составляют 200-750рублей за 1 м2 в месяц, для помещений в торговой галерее на первом этаже -- от 1200рублей (в помещениях площадью свыше 200 м2) до 4000рублей (для небольших помещений менее 50 м2). В галерее на третьем этаже -- 1500-2600рублей за 1 м2 в месяц.
На четвертом этаже, как правило, располагается фудкорт, где ставки составляют 1000-2000рублей в месяц.
Среди наиболее активных арендаторов торговых центров сегодня в первую очередь можно отметить ретейлеров. Началась экспансия продуктовых сетей формата «средний плюс» и «премиум» -- в конце апреля открылся супермаркет «Лэнд» на Крестовском острове, на 2010 год запланировано открытие трех супермаркетов «СуперСива».
Как утверждает Людмила Рева, директор по развитию бизнеса ASTERA St.Petersburg, продолжается процесс перехода индивидуальных предпринимателей в небольшие, но организованные торговые комплексы. Также развивается и общепит. Правда, помещения в торговых комплексах выбирает в основном фастфуд (ранее, например, в Miller центре на нижних этажах охотно открывались пивные бары).
«Для своего нового тапас-бара я выбирал помещение примерно год, -- говорит Андрей Федотов, собственник сети «Барслона». -- В итоге я остановился на встроенном помещении в центре города -- на ул. Рубинштейна. Сейчас помещения, которые возможно использовать под заведения общепита, из тех, что могут предложить в торговых центрах, меня не устроили».
Наиболее активные арендаторы
Продуктовые сети класса средний плюс, а также премиум-формата.
Заведения общественного питания, в основном фастфуд.
Cетевые операторы фитнес-индустрии и мультиплексы.