Сколково -- оно для всех

Проект инновационного центра "Сколково" становится не только российским, но и межнациональным. К нему уже готовы подключиться инвесторы и ученые и из Петербурга, и из США.

Число желающих включиться в кооперацию по созданию первого в XXI веке российского иннограда растет день ото дня.
Например, на прошлой неделе во время визита в Америку президента РФ Дмитрия Медведева соглашения о партнерстве со "Сколково" заключили такие корпорации, как Cisco, Boeing, а также Массачусетский технологический институт.
Петербуржцы тоже имеют свои планы на "Сколково", хотя их роль в этом проекте пока четко не определена и не подписано никаких соглашений с Фондом развития центра разработки и коммерциализации новых технологий "Сколково", президентом которого является Виктор Вексельберг.
Тем не менее направления сотрудничества с СПб вырисовываются. В частности, инженерная секция Петербургского союза ученых выступила с предложением создать на их базе партнерский центр по комплексной аналитической и научно-технической экспертизе и поддержке проектов, реализуемых в "Сколково".
"ДП" собрал мнения, высказанные в отношении иннограда известными бизнесменами, чиновниками и учеными.
Виктор Вексельберг, Президент Фонда развития центра разработки и коммерциализации новых технологий:
Сегодня более-менее понятно, какие элементы будут входить в состав проекта "Сколково". Обязательно должны присутствовать академическая наука в виде филиалов или исследовательских центров наших ведущих академических институтов, учебно-исследовательский центр (это самый базовый, ключевой элемент этого проекта). Также там должны быть представительства тех компаний, которые уже зарекомендовали себя в качестве успешных лидеров в области внедрения и реализации инновационных проектов и все время тратят огромные деньги, огромные ресурсы на реализацию и поиск новых решений. Там нужен инкубатор, который поддержит стартаповские проекты. Как реально добиться, чтобы все это заработало, чтобы оказался тот климат, та среда, которая будет позволять молодым (и не очень молодым) людям ощутить свою свободу творческого предпринимательства и реализовать процесс от идеи до ее коммерции, до ее реального воплощения в рынок, -- это то таинство, та загадка, для которой придется находить решения.
Мне кажется, что это очень интересная и сложная проблема. Глаза соучастников этого процесса будут гореть каким-то определенным светом веры в это необычное будущее, которое еще никто до конца формализовать не может.
"Сколково" планируется как интернациональный проект. У нас есть даже внутреннее правило: состав работающих сотрудников должен быть мультинациональным — 50/50.
Жорес Алферов, сопредседатель научно-технического совета иннограда "Сколково":
Сейчас разрабатывается специальный закон по "Сколково", и, когда он будет принят, нам придется играть по тем правилам, которые в нем будут прописаны. И от нас сейчас зависит, какими эти правила будут, главное -- чтобы "Сколково" не стало закрытым оазисом для избранных, куда больше никого не пускают.
Анатолий Чубайс, генеральный директор РОСНАНО:
Если посмотреть на сегодняшние оценки сколковского проекта, действительно, скептицизма много. Кто-то обижен на то, что не попал в проект, такое тоже случается. Но объективная сторона, по-моему, проста. Есть хорошая истина, старая, не мною придуманная: любая по-настоящему масштабная идея проходит три стадии. Стадия №1 —"этого не может быть никогда", стадия №2 — "в этом что-то есть", стадия №3 — "ну кто же этого не знает!". Мы находимся на первой стадии, и нужно просто двигаться вперед.
Крейг Барретт, председатель совета директоров Intel:
Россия недостаточно представлена в сфере предпринимательства, нового бизнеса. Но возможности есть, и я полон энтузиазма относительно проекта "Сколково". Однако иметь один пример недостаточно, необходимо, чтобы это происходило по всей России. "Сколково" — это проект, для которого потребуется несколько лет до того, как возникнет физическая инфраструктура. В этот первичный период необходимо работать в виртуальном пространстве. В России огромное количество исследовательских центров и университетов, было бы нелепо концентрировать все в одном месте. Необходимо пользоваться академическим, исследовательским наследием России в виртуальной, а не только физической среде.
Аркадий Дворкович, помощник президента РФ:
Ядром среды, которую мы хотим создать в "Сколково", должен стать Центр науки и образования. Мы начали обсуждение этого вопроса с ведущими российскими и зарубежными университетами и научными центрами.
Еще одним элементом нашего замысла является привлечение финансовых институтов, прежде всего речь идет о венчурных фондах, поскольку мы говорим о достаточно рисковых проектах.
Мы планируем отбор бизнес-планов уже осенью этого года, привлечем для экспертизы и управления, координации лучших профессионалов. Мы надеемся, что конкурсы будут максимально открытыми и каждый получит шанс.
Начнем с маленьких вещей и сделаем большое дело. Приглашаем всех к участию в этом проекте.
Андрей Фоменко, президент петербургского холдинга «Империя», учредитель венчурного фонда «Вечная молодость»
Наш фонд выступил инициатором создания консорциума между петербургскими инвесторами и научными институтами для создания своеобразного научно-инновационного центра в Петербурге. Уже есть поддержка этой идеи со стороны руководства РОСНАНО и других госструктур, заинтересованных в инновационном развитии. А вот поддержки в этом вопросе от наших городских властей мы, увы, пока не чувствуем. Хотя губернатор СПб Валентина Матвиенко недавно и заявила на Петербургском экономическом форуме, что город готов участвовать в проекте "Сколково", куратора со стороны Смольного, который бы реально нам помогал, нет. У других регионов к венчурным инвесторам подход оказался куда более конструктивным. Например, на том же форуме первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская при первой же встрече предложила нашему венчурному фонду приехать и рассмотреть проекты по медицине и биотеху, которые у них есть. Кстати, томский проект создания НАНОФАБа уже одобрен РОСНАНО, и возможно, он гораздо быстрее сможет интегрироваться в проект "Сколково". Съездим — посмотрим, может, в итоге и инвестируем в сибирские проекты.