Сериал про новаторов

СПб. Петербургский бизнес может и хочет создавать прорывные инновационные проекты, считают участники круглого стола, который прошел на прошлой неделе в редакции «ДП».

Владимир Парфенов
Декан факультета информационных технологий и программирования СПбГУ ИТМО
+Я считаю, что, прежде чем говорить о развитии инновационной отрасли, нужно четко определить, сколько сегодня в стране людей и, в частности, молодых людей, действительно способных делать инновации. По общему мнению, направление, связанное с разработкой ПО, является на сегодняшний день лидирующим инновационным направлением в нашей стране.
Мы имеем в Петербурге примерно полтора десятка отечественных компаний -- разработчиков ПО мирового уровня. Как правило, эти компании строились, по сути, с нуля за счет собственных интеллектуальных сил и негосударственных источников финансирования и достигли международного уровня на ряде не слишком больших международных рынков инновационного программного обеспечения. Их возглавляют пассионарные и амбициозные организаторы, у которых проблемы обычно связаны не с отсутствием финансов (как правило, у компаний уже есть прекрасные помещения и отличное оснащение компьютерной техникой, а крупных и дорогостоящих технических установок они не строят), а с недостатком высококвалифицированных специалистов. Сейчас таких специалистов в городе не хватает и для уже существующих отечественных инновационных компаний.
--Недавно я познакомился с результатами интересного социологического исследования. Его главный вывод был в том, что стране в ближайшие годы придется делать ставку на людей 1980-х годов рождения, потому что они сравнительно хорошо образованы, амбициозны, целеустремленны и т.д. Родившиеся в 1990-х годах сильно уступают им по всем этим показателям. Но большая часть поколения 1980-х уже приступила к трудовой деятельности, на очереди -- ребята 1990-х. И, следовательно, скоро всем нам придется решать острейшую кадровую проблему. Государство пытается предпринимать для этого определенные шаги. В частности, по решению Комиссии по модернизации и технологическому развитию России в 2010 году стартует специальный проект по подготовке в ведущих школах и вузах страны высококвалифицированных разработчиков ПО.
Так вот, в рамках этой программы планируется готовить порядка 3000 студентов с 1 по 6 курс и порядка 3000 школьников 9-11 классов. Плюс к этому запускать порядка 20-30 стартапов в год на посевной и инкубируемой стадиях, а также проводить несколько десятков студенческих исследовательских проектов.
Подчеркну, что к участию в этой программе привлечены самые известные в нашей стране вузы, но указанные цифры удалось обеспечить не без труда.
Владимир Полутин
Директор научно-исследовательской лаборатории HP
+Я достаточно позитивно смотрю на инновационный потенциал Петербурга. У нас гораздо лучшая база по сравнению с другими российскими городами: Москвой, Казанью, Нижним Новгородом, Екатеринбургом. Во многом это связано с тем, что у нас годами формировался ИТ-кластер. Он начал постепенно создаваться еще в 1994 году и демонстрировал позитивные показатели до начала кризиса.
Я считаю, что программистов мирового уровня в нашем городе достаточно. И среди студентов 3 курса (они как раз поколение, родившееся в 1990-е) тоже есть инициативные молодые люди, готовые стажироваться, учиться, создавать новое, инновационное. Востребованность в людях в докризисные годы в западных ИТ-компаниях была на уровне 800 человек в год, причем коэффициент отбора составлял 1 к 4.
«Хьюлетт-Паккард» создала в Петербурге исследовательскую лабораторию академического плана. Мы занимаемся исследованиями и создаем технологии, которые на рынке еще не существуют. И находим достаточно талантливых людей для этого. Российские специалисты по-прежнему сохраняют за собой статус тех, кто умеет мыслить нестандартно и творчески, видит проблемы крупно и системно, а следовательно, предлагает соответствующие решения.
--Я бы хотел обозначить другую проблему, которая свойственна в целом всему модернизационному движению в нашей стране. Инновации, которые создаются как в Петербурге, так и других городах России, уходят за рубеж. В нашей стране на наши же инновации нет спроса. По-моему, именно эту ситуацию и нужно менять. А измениться это сможет только тогда, когда у нас появится конкуренция в бизнесе, когда руководители начнут бороться за эффективность процессов, энергоэффективность, снижение материалоемкости, повышение функциональности, производительности и т. д.
Денис Токаревский
Президент компании AIST Limited
+Говорить сегодня об инновациях в рамках отдельно взятой территории, страны, региона, города невозможно. Мы уже давно фактически живем в новом мировом экономическом пространстве, где даже маленькие инновационные компании имеют возможность работать на глобальном рынке наравне с большими. Инвестиции в инновационные проекты с искусственными территориальными ограничениями неизбежно убыточны, и такие проекты заранее обречены на провал.
Как президент компании AIST Ltd., из своего опыта я делаю вывод, что в России инвестиции в инновационные проекты могут быть более успешны, если эти проекты будут нацелены на создание продуктов для мирового рынка. Подчеркну: это касается именно инновационных продуктов, а не каких-либо услуг в отрасли ИТ.
Конечно, никто не может никого заставить что-либо покупать. Мы, например, создаем и поставляем инфокоммуникационные продукты, спрос на которые в России только формируется, но в ЕС, США и других странах наши разработки уже сегодня вызывают несомненный интерес. Созданный компанией AIST Ltd. инновационный продукт Office Connections ManagerTM -- OCMTM предназначен именно для таких инновационных предприятий новой мировой экономики, о которых я говорил. Это первый и единственный в мире продукт такого класса, он реализует доступную через Интернет, полностью интегрированную и готовую к использованию корпоративную инфраструктуру, включающую телефонию и полноценную корпоративную инфокоммуникационную систему автоматизации и контроля основных бизнес-процессов, не зависящую от места физического расположения работников компании-пользователя, ее клиентов и партнеров в масштабе всей планеты.
У всех участников мирового инновационного рынка, независимо от того, где они находятся (включая Петербург), сегодня есть возможность использовать свой интеллект для того, чтобы зарабатывать деньги на мировых рынках, продавая передовые технологичные продукты.
По опыту американских коллег, для вывода на рынок рентабельного инновационного продукта в глобальном масштабе могут понадобиться инвестиции в размере от $7-100 млн.
Полагаю, в нашей стране стартапы должны формироваться на базе крупных финансовых структур, прежде всего некоммерческих организаций, привлекающих бюджетные и частные пожертвования для формирования их целевого капитала. Существуют определенные, хорошо известные нам и опробованные в мировой практике механизмы, позволяющие привлечь инвесторов и гарантировать контроль над их инвестициями в такие проекты. Мы обладаем необходимыми для осуществления таких проектов знаниями, опытом и новейшими технологиями. Вся необходимая законодательная база для этого существует в том числе и в России. Это благоприятный шанс, который нельзя упустить.
Игорь Калошин
Операционный директор по России компании «Интел»
--Инновационный потенциал Петербурга с точки зрения отрасли информационных технологий огромен. Петербург -- это уже сформировавшийся ИТ-кластер и центр притяжения как транснациональных компаний, так и локальных разработчиков программного обеспечения и экспортеров ИТ-услуг. Но для того, чтобы ИТ-отрасль успешно развивалась, нужно, чтобы государство создавало стимулирующее окружение. Отрасли нужно давать определенные преференции, как это делается в Китае, Индии. У нас же, наоборот, увеличиваются отчисления в социальные фонды, что может не только замедлить рост индустрии, но и стать ключевым фактором для перевода проектов в другие географии. Причем, эти вопросы должны решаться на федеральном уровне.
Не нужно также преуменьшать важность развития центров исследований и разработок международных компаний. Именно в них молодые люди учатся основам технологического предпринимательства, управленческим и коммуникационным навыкам. Ведь наши же технические специалисты, как правило, не могут четко из технической идеи создать бизнес-проект, качественно его коммуницировать и затем реализовать! Инвесторы есть, деньги есть, просто нужно уметь продавать свои идеи -- это ключевой фактор успеха для развития инноваций. И не обязательно инновации должны быть наукоемкими, основной критерий -- это востребованность на рынке. Например, сейчас огромные возможности для разработчиков существуют в области создания приложений для мобильных платформ. Так, среда разработки MeeGo и программа Intel Atom Developer позволяют эффективно создавать и коммерциализировать свои продукты.
Сергей Подузов
Консультант проектов бизнес-инкубатора «Ингрия»
+Я уже несколько лет слежу за развитием петербургского рынка инновационных компаний и могу сказать, что с каждым годом их становится все больше. Если еще в 2006 году, начиная заниматься конкурсом «Бизнес инновационных технологий», мы с трудом находили порядка 20 проектов в год, то в прошлом году на конкурс web-ready, который организовал бизнес-инкубатор «Ингрия», было подано около 450 заявок. И примерно у половины из заявленных проектов была демоверсия. То есть инновационная активность растет.
Тем не менее на петербургском рынке, как и на российском, пока еще много проблем. Например, крупные инновационные компании неохотно идут на развитие потенциальных спин-оффов: хотя в принципе технические директора готовы обсуждать новые продукты, тормозится процесс, как правило, в отделах маркетинга. Вторая проблема связана с тем, что компании не готовы отдавать разработку своих технических идей в вузы. Это абсолютно стандартная практика в соседней Финляндии, не говоря уже об Америке. А у нас она так и не прижилась. С другой стороны, российским университетам не хватает открытости. Я приезжаю в американские Беркли или Стенфорд и практически сразу могу найти людей, которые занимаются аналогичным проектом, пообщаться с ними, выйти через них на нужных мне специалистов. В России же найти через университеты людей, которые занимаются оптикой или голографией, мне удается с трудом.
Есть еще один важный момент, которому пока, к сожалению, мало уделяют внимания. До сих пор в России предприниматели не ассоциируются с героями, хорошо было бы выпустить какой-нибудь массовый сериал, например «Пираты Силиконовой долины». Уверен, сюжет был бы захватывающим.