Потепление на рынке автосервиса

СПб. В 2009 г. оборот рынка авторемонта в городе сократился на 30%. В 2010 г. ожидается значительный рост рынка техобслуживания за счет зим-них повреждений и оживления продаж.

Наиболее тяжелым периодом для отрасли авторемонта в Петербурге, по словам участников рынка, стала осень 2009 г. В этот период население устало «держать марку», то есть при отсутствии работы и зарплаты ездить на отремонтированном автомобиле и сохранять докризисные потребительские привычки. В итоге за 2009 г. оборот рынка сократился примерно на 30%, около 10% компаний закрыли бизнес.
Летом 2009 г. рынок станций технического обслуживания (СТО) продемонстрировал небольшой рост, связанный с сезонным оживлением: автолюбители потянулись на дачи, начался сезон отпусков.
Аналитики ожидают, что за 2010 г. рынок вернет себе потерянные в кризис 30% и вырастет примерно на 25%.
Как отмечает исполнительный директор сети СТО «Автостолица» Алексей Ершов, в кризис клиенты перераспределились между автодилерами и авторемонтниками. «Рецессия вынудила многих владельцев постгарантийных автомобилей, ранее обслуживавшихся в дилерских центрах, искать новых поставщиков услуг, у которых соотношение цена/ качество/сроки оптимальнее. А это дает несомненные возможности для роста и развития сети СТО», -- говорит Алексей Ершов.
В сети техцентров «Автодепо» (принадлежит дилеру BMW «БалтАвтоТрейд») отметили, что ожидают увеличения спроса в первую очередь на диагностические и профилактические работы.
Урожайная зима
Как поясняют авторемонтники, зима 2009-2010 гг. выдалась холодная и снежная, сугробы и сосульки дали хороший урожай кузовных и малярных работ. Однако ремонтировать машины автовладельцы поехали только весной.
Тогда автосервисы получили всплеск обращений по всем видам ремонта. В общий котел попали подготовка машины к летнему сезону, исправление последствий зимних аварий, накопленный за время тотальной экономии спрос на текущие ремонтные работы.
Оживление продаж первичного и вторичного автомобильного рынков также дало работу автосервисам. Специалисты утверждают, что люди, приобретающие машину с пробегом, обязательно что-то делают для нее: меняют масло, ремни, проводят диагностику. Кроме того, ожидаемому росту рынка авторемонта поспособствуют автомобили, проданные в 2004 г.: у них закончился срок гарантийного обслуживания (тогда в городе было продано около 72 тыс. автомобилей).
Бизнес-мигранты
Участники рынка считают, что рост спроса на услуги СТО потребует колоссального увеличения количества станций, переоснащения уже действующих и неминуемо приведет на рынок инвесторов и бизнесменов из других секторов рынка.
При этом специалисты указывает на то, что предприниматели из регионов приходят в Петербург и Москву не от хорошей жизни. По словам главы сети СТО «Техконтроль» Дмитрия Захарова, в 2009 г. регионы почувствовали на себе падение платежеспособного спроса в значительно большей степени, чем Москва и Петербург.
«Какой бы критичной ситуация со спросом ни казалась столичным авторемонтникам, она тем не менее оказалась весьма привлекательной для представителей бизнеса автосервиса из абсолютно «пустых» в период кризиса регионов центральной России, -- говорит Дмитрий Захаров. -- Это явление можно назвать бизнес-миграцией: когда дома засуха, лучшей доли начинают искать не только сельские жители Таджикистана, но и российские предприниматели из относительно близких к столицам регионов».
Однако не все представители авторемонтной отрасли считают, что ситуация наладится. По словам соучредителя сети сервисных станций для люксовых автомобилей «Ангел» Андрея Левошко, у тех компаний, которые предлагают общие услуги, долго не будет особых улучшений. «Когда спрос уменьшился, они дем-пинговали, а сейчас поднять цены не удастся, так как люди не стали больше зарабатывать», -- сказал он.
Дефицит и коррупция
Помимо всех сложностей, вызванных кризисом, рынок автосервиса испытывает также ряд других трудностей. В частности, авторемонтники говорят, что развал системы профтехобразования в 1990-х гг. сегодня привел к дефициту автомехаников.
Этот дефицит усугубляется тем, что автомобили стали гораздо сложнее, их электронная часть уже не поддается ремонту с помощью тестера и мотка изоленты, стало требоваться специализированное диагностическое оборудование и специалисты к нему.
Бизнесмены также сетуют на то, что при распределении земли они нередко сталкиваются с коррупцией, а это создает дефицит земельных участков, экономически пригодных для ведения бизнеса. Кроме того, бюрократия в сфере строительства усугубляет проблемы создания новых СТО, а отсутствие цивилизованной системы финансирования малого бизнеса оставляет СТО без доступа к заемным средствам. Как поясняет Дмитрий Захаров, все вместе эти факторы создают ту цену, которую автовладельцы платят за обслуживание своих автомобилей.
«При усугублении этой ситуации выход на рынок авторемонта иномарок с истекшим сроком гарантийного обслуживания приведет к дальнейшему повышению расценок на услуги ремонта, очередям перед воротами СТО, предварительным записям на простейшие виды работ», -- констатирует специалист.
Также к текущим проблемам отрасли участники рынка относят закрытие трех таможенных постов в Петербурге, что ударило по срокам поставок запчастей. По словам исполнительного директора сети СТО и магазинов запчастей EuroAuto Ильи Плисова, теперь авторемонтники вынуждены провозить запчасти через таможни в Шушарах, Красном Селе, а они не обладают достаточной пропускной способностью. «Если раньше люди ждали какую-то деталь неделю, то теперь ее приходится ждать 3 недели», -- говорит Илья Плисов.
Цивилизованный рынок
Однако на рынке СТО отмечаются и положительные тенденции. Наиболее позитивным моментом представители авторемонтных компаний считают формирование более-менее цивилизованного рынка автозапчастей. В период 2000-2008 гг. были сформированы склады запчастей в основном в Москве и Петербурге, у авторемонтников отпала необходимость заказывать такие первоочередные детали, как тормозные колодки и масляные фильтры, в других странах, что существенно снижает время ремонта. Сегодня идет тот же процесс формирования складских запасов по запчастям для китайских автомобилей.
Кроме того, сам по себе рынок авторемонта стал более цивилизован. На новых станциях естественным элементом сервиса становится клиентская зона, кофемашина и телевизор. В части финансового сервиса для клиента развивается услуга приема банковских карт. На отдельных СТО появилась штатная должность менеджера по работе с клиентами, чего раньше не было.
25 млрд рублей -- таким, по ожиданиям специалистов, будет оборот рынка станций техобслуживания в 2010 г. в Петербурге. В 2009 г. примерный оборот -- 14 млрд рублей.
«После зимы очень востребован кузовной ремонт, хорошие покрасочные участки все забиты.
Андрей Левошко, соучредитель сети СТО «Ангел»
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты