Компании ищут точку опоры

СПб. Большинство игроков на лизинговом рынке являются дочерними банковскими структурами. Конкуренцию им могут составить только лизинговые компании «от производителя».

Финансовый кризис почистил лизинговый рынок, на котором почти не осталось независимых игроков. Первую скрипку играют лизинговые компании, аффилированные с банками.
При банке
Преимущества «банковских» компаний очевидны -- «дешевые» деньги, стабильное финансирование. Помимо этого, «придворная» лизинговая компания обычно легко получает кредиты и в других банках, так как гарантией служит наличие крупного акционера. Их надежность значительна. Однако у этого сегмента есть и определенные минусы. «Работа таких лизинговых компаний напрямую зависит от позиции правления банка, то есть они несамостоятельны, -- считает Станислав Ким, генеральный директор ООО «Лизинг Финанс». -- Банк может принять решение, например, ограничить кредитование определенного сегмента малого бизнеса. И лизинговая компания будет вынуждена так работать». По мнению Станислава Кима, часть таких лизинговых компаний фактически являются отделом внутри него, а не самостоятельной структурой.
По словам гендиректора группы «Интерлизинг» Кирилла Царева (учредитель компании ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга»), большей частью лизинговые сделки финансируются акционерами, на другие банки приходится 30-35% от всех выданных денег.
«Мы сознательно диверсифицируем бизнес, так как позиционируем себя как самостоятельную компанию и нам важна прибыль, -- говорит Кирилл Царев. -- Поэтому наша компания участвует в специализированных лизинговых программах других банков».
Независимое решение
Универсальные лизинговые компании, не опирающиеся на определенный банк, ныне большая редкость.
«Универсальные лизинговые компании характеризуются гибким подходом к клиенту, могут рассматривать мелкие сделки (от нескольких сотен тысяч рублей), -- перечисляет преимущества Станислав Ким. -- Торговаться с независимыми компаниями легче».
Соответственно, обратная сторона медали: как правило, они считаются менее надежными.
При заводе
Также лизинговые компании зачастую создаются при крупных производителях техники, пользующейся спросом в строительной отрасли или логистике. Некрупные производители обычно ограничиваются специальными программами при лизинговых компаниях.
«Наше преимущество -- гибкое отношение к клиенту, предоплата для резервирования техники не требуется, проще договориться с поставщиком об условиях оплаты», -- перечисляет Вячеслав Луковский, руководитель региональных проектов по Северо-Западному региону ООО «МАН Финансовые услуги». По данным Вячеслава Луковского, через его лизинговую компанию проходит примерно 30-35% от всех продаж техники МАН в России.
Один из основных минусов этих компаний в том, что они предлагают ограниченный ассортимент товаров. Зато ставки у них невысоки, так как их цель -- продать, а не заработать.