Чиновники без мотора

СПб. Иностранцы, в отличие от россиян, считают, что Петербург в обозримом будущем может стать велосипедным городом. Больше всего в двухколесный город на Неве верят датчане.

Они также верят в то, что губернатор и его вице-губернаторы до Смольного и обратно будут добираться не на Toyota Camry, а на двухколесных приспособлениях, приводимых в движение посредством мускульной тяги.
То, что в велосипедный Петербург верят жители Датского королевства, в целом объяснимо. В Копенгагене 60% жителей добираются на работу на велосипедах и лишь 5% -- на машинах.
Старт веломании в Дании пришелся на конец 1960-х -- начало 1970-х гг. Причины тому были чисто экономические, забота о собственном здоровье и об окружающей среде -- вторичны. Датчане отказывались от машины в пользу велосипеда из-за слишком высоких цен на бензин. Цены на престижные машины и их обслуживание в Дании тоже в несколько раз выше, чем в России.
Датчане, подобно крестителям, несут свою велосипедную миссию по городам и весям.
Вслед за Парижем и Торонто пришла очередь Петербурга. В лофт-проекте «ЭТАЖИ» они организовали выставку «По городу на велосипеде! Мечта? Реальность», а 30 мая -- велопробег по Центральному району.
Генеральный консул Дании в Петербурге Йенс Ворнинг Сёренсен -- главный проповедник велосипедного образа жизни. Он с большим удовольствием в качестве транспорта использует велосипед. Но чаще всего в своем родном Копенгагене, а не в Петербурге.
Деловой костюм, по его убеждению, с велосипедом вполне сочетается: совсем не моветон и вполне удобно. Консул подтвердил свои слова делом: сел на велосипед и поехал. Конечно, победитель «Тур де Франс» из него бы не вышел, но лояльность наблюдателей к дипломату после его мини-велопробега резко повысилась.
После физкультминутки консул рассказал журналисту «ДП», что нужно сделать, чтобы российские чиновники пересели с дорогих машин на велосипеды.
Господин консул, почему вы, в отличие от местных, занимаетесь пропагандой велосипеда?
--Потому что я уверен, что есть запрос общества, есть интерес к велосипедной культуре и в вашем городе. Развитая велосипедная культура поможет решить транспортные проблемы.
Велосипед полезен для здоровья, занятие велосипедным спортом сокращает риск онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.
Почему в России чиновники предпочитают пользоваться не велосипедами, а дорогими машинами?
--Потому что нет инфраструктуры для велосипедистов. Люди должны чувствовать себя безопасно, когда они едут на велосипеде. В Копенгагене парламент находится в самом центре города, и несколько министров ездят на работу на велосипедах. Это нормально. Но в Петербурге и я бы не поехал на работу по Невскому на велосипеде.
Но, возможно, первичен все-таки менталитет. Будь у наших чиновников головы как у ваших, велоинфраструктура уже была бы создана…
--Возможно, инфраструктура изменит менталитет. Неважно, какой менталитет у людей: если они увидят, что до работы на велосипеде они стали добираться за полчаса, а раньше тратили 2 часа, они выберут велосипед. Люди могут изменить свое поведение и свои привычки.
В России дорогая машина -- один из внешних атрибутов власти и успеха. Пока так, не резон чиновникам пересаживаться со своих машин на велосипеды.
--Я не говорю про полгода, про год или два. Требуется больше времени. Все меняется. В начале 1970-х гг. в Дании проходило много акций, направленных на популяризацию велокультуры.
Например, «воскресенья без машин»: если только не было опасности, угрожающей жизни, по воскресеньям в городах было запрещено пользоваться машиной. Если бы в Петербурге ввели такие воскресенья во время летнего периода, это помогло бы вам лучше понять все плюсы передвижения на велосипеде. Важен экономический аспект: цены на бензин в Дании в среднем в 3-4 раза выше, чем в России. И поэтому когда вы там покупаете новую машину, то в первую очередь смотрите, сколько литров бензина за километр она съедает. Когда меняются объективные вещи, меняется культура потребления. В Дании тоже любят большие машины, но предпочитают малолитражки.
Вы подарите два велосипеда: один -- губернатору Валентине Матвиенко, второй -- президенту Дмитрию Медведеву. Вряд ли они будут на них кататься…
--Как минимум, они на них посмотрят и, может быть, задумаются: почему в Копенгагене развитая велокультура, а в России -- нет?!
60% жителей Копенгагена добираются на работу на велосипедах. Лишь 5% -- на машинах.
Самые велосипедные страны -- Дания, Голландия, Германия, Китай и Япония.
Велосипедная неделя
Выставка «По городу на велосипеде! Мечта? Реальность» (до 30.05).
Семинары «Инфраструктура, городское планирование и устойчивое развитие» (25.05), «Здоровье» (28.05).
Велопробег по Центральному району (30.05).