Американцы научат чистоте

СПб. Предприниматели, создавшие крупнейшую в США сеть станций экспресс–обслуживания машин Jiffy Lube, начинают бизнес в Петербурге. Два основных конкурента не против нового игрока.

До сих пор автомоечным бизнесом в Петербурге занимались несколько крупных местных сетей и множество мелких предпринимателей. Этот рынок считался закрытым для новых игроков.
Однако в успехе американского проекта почти никто не сомневается. По сути это первые игроки на рынке, имеющие мировой опыт в этой сфере. Кроме того, основатели зарекомендовали себя как агрессивные инвесторы, в том числе в Петербурге.
Дорогое удовольствие
Первую автомойку ЗАО «Прайм Девелопмент» открыло на пр. Маршала Блюхера. В комплекс площадью 1 тыс. м2 было вложено более $4 млн.
Станция будет заниматься автоматической щеточной и ручной мойкой, а также предоставлять некоторые другие сервисные услуги, например замену масла и других жидкостей.
Предполагаемая пропускная способность комплекса — 150 автомобилей на замене масла в сутки и 80 машин на мойке в час.
Известные американцы
По данным «ДП», ЗАО «Прайм Девелопмент» в равных долях принадлежит гражданам США Аарону Боготту и Келли Риверсу, генеральному директору и председателю совета директоров компании соответственно.
При этом в совет директоров «Прайм Девелопмент» входят создатели крупнейшей в США сети станций экспресс–обслуживания автомобилей Jiffy Lube Джон Джейкобс и Стэн Лэтос, а также бывший вице–президент Daimler AG в Южной Америке Теодор Куннигэм.
Несмотря на то что Jiffy Lube активно развивается по франчайзингу, в Петербурге сеть будет работать под брендом Super Express. В компании говорят, что она будет отличаться от американских станций и адаптирована под петербургский рынок.
По словам Келли Риверса, за 2010 г. компания откроет еще три станции в Петербурге. «Одна будет расположена на Васильевском острове, вторая на Юго–Западе, третья — в районе Ржевки — Пороховых», — рассказал он. Всего же за 5 лет в городе планируется запустить 25 комплексов, инвестировав в них более $110 млн со сроком окупаемости в 5 лет.
Как рассказал Аарон Боготт, компания покупает участки в собственность и берет в долгосрочную аренду. «Главное для нас — расположение, активный автомобильный трафик, торговая зона и близость жилых массивов, — поясняет он. — Сейчас мы ведем переговоры с ретейлерами и девелоперами об открытии наших станций на парковках и прилегающих участках торговых комплексов и гипермаркетов».
После того как компания закрепится в Петербурге, она планирует выходить на рынки других регионов.
Завод–диснейленд
Интересно, что учредители компании уже успели проявить себя на рынке девелопмента Петербурга.
Так, ранее Аарон Боготт был начальником отдела недвижимости американского инвестфонда Jensen Group, а Келли Риверс занимался финансовой реструктуризацией ОАО «Сестрорецкий инструментальный завод» и управлял объединением фондов инвестиции в недвижимость Jensen Group.
В 2003 г. Jensen Group приобрела 92% акций завода за $8 млн, объявив, что планирует развивать производство металлорежущего инструмента, генерацию тепловой энергии и саму территорию завода.
По словам владельца управляющей компании «Теорема» (бывшая «Структура–Петербург», у которой Jensen Group выкупила 43% акций завода) Игоря Водопьянова, у этих американцев отличная деловая хватка.
«Как они 7 лет назад обещали развить территорию завода, так и сделали, — отмечает Игорь Водопьянов. — Там сейчас почти Диснейленд посреди Сестрорецка построен. Уверен, с сетью автомоек будет примерно то же самое».
Примечательно, что проект «Прайм Девелопмент» финансируется из американского инвестфонда, название которого, однако, в компании называть отказались. При этом руководство отрицает, что и в этом проекте участвовал Jensen Group.
Главное — земля
Аналитики считают, что попытка завязать партнерские отношения с торговыми сетями верна, поскольку это позволит более легко выйти на рынки других городов, где эти торговые точки уже есть.
По данным участников, годовой оборот рынка автомобильных моек в Петербурге составляет 4 млрд рублей. Всего в городе около 600 моек, большей частью представленных единичными экземплярами.
Крупнейшими игроками являются ООО «Аларм–СПб» и Union (27 и 23 моек соответственно). Они спокойно восприняли приход новой сети.
По словам генерального директора одной из крупнейших сетей автомоек в городе — ООО «Аларм–СПб Валерия Ялышева, компания не боится конкурентов. «Мы спокойно относимся к появлению новых участников на рынке, — отмечает он. — Кроме того, у нас разные целевые аудитории. Все–таки стоимость услуг в Super Express показывает, что они ориентированы скорее на средний класс, а мы — на более высокий». Также в «Аларме» отметили, что, несмотря на рост числа автоматических моек, оттока клиентов у ручных моек не было.
«По нашему мнению, данный комплекс — наиболее удачное решение из всего, что представлено сегодня в Петербурге, как по логистике операций, так и по установленному оборудованию, — говорит исполнительный директор сети сервис–центров Union Татьяна Максютенко. — Скорее всего, данный «американский» формат сервиса будет принят рынком».
Участники рынка и эксперты обращают внимание на то, что основная проблема для новых игроков — поиск подходящих участков под автомойки и станции обслуживания. Однако ориентация на торговых партнеров и девелоперский опыт американских предпринимателей должны помочь решить эту проблему.
Сеть Jiffy Lube
Основана в 1970–х гг. Имеет 2 тыс. точек в Северной Америке. Сейчас — дочерняя компания Shell Oil.
В 2009 г. Times присудил Jiffy Lube 71 место в рейтинге мировых франшиз.
Председатель совета директоров ЗАО «Прайм Девелопмент» Келли Риверс предпочел рынку недвижимости рынок обслуживания автомобилей.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты