Полтора – два года назад генеральный директор московской сети "Азбука вкуса" задал мне вопрос: "Дмитрий, на ваш взгляд, стоит ли открывать супермаркеты премиум-класса в Петербурге?" И я ответил: "Попробуйте, но будет очень трудно. Петербуржцы не будут переплачивать за продукты, если можно сесть на машину и через 15-20 минут купить в гипермаркете то же самое на 30-40 % дешевле". Надо сказать, что с каждым днем моя уверенность только крепнет: Петербург – город дискаунтеров.
Все попытки московских сетей премиум-класса на рынке продуктов и сопутствующих товаров в Петербурге потерпели неудачи. "Азбука вкуса" попыталась открыть магазин в "Ривер-Хаусе", но так и не открыла. И, надо сказать, правильно сделала. "Ривер-Хаус" для супермаркета премиум-класса – не очень удачное место, поскольку комплекс посещается только сотрудниками компаний, расположенных в бизнес-центре, а также живущими в микрорайоне жителями.
Другая продуктовая сеть премиум-класса "Глобус Гурмэ"
оставила в Петербурге из двух объектов всего один - в ТМ
"Светлановский". И то, на мой взгляд, надежда акционеров на богатую публику,
живущую в Выборгском районе и близлежащих коттеджных посёлках не оправдалась.
При этом отмечу, что в Москве прекрасно себя чувствуют 5 гастрономов "Глобус
Гурмэ" и 26 магазинов "Азбука вкуса".
И в этом нет ничего удивительного. Богатые и просто
обеспеченные граждане Петербурга не считают зазорным съездить за продуктами в
гипермаркеты "О'Кей", "Лента" и др. Да, надо сказать, их физически
на порядок меньше, чем в Москве, этих обеспеченных граждан. Что также отражается
и на весьма сдержанные планы бутиковых брендов премиум-класса по развитию в
Петербурге.
На месте "Hugo Boss", а затем "Escada" открылся фаст-фуд
"Две палочки", на месте "Hugo Boss" на Невском пр., 23 – магазин дешевой одежды
"Love Republic", вместо "D&G" на канале Грибоедова сел "Coffeeshop", на
месте бутиков "Vanity" на Казанской, 3 откроется фитнес-центр, вместо ювелирной
сети "Космо Золото" на углу Невского пр. и Большой Конюшенной открывается
кофейня, вместо ювелирного дома Ананова на Невском пр. открылась "Кофейная
гамма", не так давно съехала "Versia"... И этот список можно было бы продолжить.
Тот же "Стокманн", который изначально хотел открыться в
формате универмага премиум-класса, решил в итоге сместиться в сегмент
масс-маркет. "ПАН", который планировал в Доме Книги открыть торговый центр
luxury-брендов, отказался от этой затеи и решил, что выгоднее в здании оставить
книжный магазин. ТЦ "Космополис" и "Атлантик Сити", которые в момент запуска
позиционировали себя как торговые центры премиум-класса, незаметно отказались от
этой идеи и изменили концепцию. И даже судьба планируемого к открытию в этом
году универмага Mercury, который должен стать аналогом ЦУМа в Москве, на мой
взгляд, еще под большим вопросом.
У петербуржцев очень рациональное отношение к покупкам. При
желании они садятся на машины и отправляются за покупками в близлежащую
Финляндию. Или чуть подальше в Европу, где то же самое можно купить в несколько
раз дешевле. А большого наплыва ресурсных магнатов из Сургута и Ханты-Мансийска,
которые делают основную выручку московских "цумов", в Петербурге –
нет.