Аудиторский рынок: перераспределение ролей

СПб. «Высокий сезон» на аудиторском рынке заканчивается. Это значит, что уже в мае компании в полной мере смогут ощутить на себе последствия российской реформы аудита.

Начало года -- самый пик аудиторского сезона. Все компании реализуют созданный в течение предыдущего года задел и поэтому не особо реагируют на изменение ситуации на рынке. Однако уже в мае начнется период заключения договоров на 2010 год. Впрочем, представить тенденции таких изменений, по мнению игроков рынка, по косвенным признакам можно и сегодня.
Трудности малых компаний
Как отмечают эксперты аудиторской компании «Что делать Консалт», с рынка начинают уходить малые компании, не справившиеся с падением рентабельности: кризис уменьшил выручку, реформа увеличила расходы. Их тяжелое положение специалисты группы компаний «Аверс» объясняют также тем, что именно они первыми столкнулись с ситуацией, когда старые клиенты уже не способны наполнить портфели заказов в полном объеме. Динамично меняться, подстраиваясь под новые тенденции рынка, малым аудиторским фирмам тоже пока не удается. Их положение может усугубиться, если будут приняты поправки в закон об ауди­торской деятельности, освобождающие от аудита малые и средние предприятия. По мнению экспертов, в этом случае малые компании вообще могут лишиться большей части клиентуры и их уход с рынка примет лавинообразный характер.
Не лучшие времена переживают и крупные аудиторские компании, явным признаком чего стало появление на рынке труда специалистов (прежде всего налоговых консультантов) из «большой четверки».
«В связи с изменившейся экономической ситуацией многие компании, ранее пользовавшиеся только услугами «большой четверки», пересмотрели свою позицию. На мой взгляд, это связано с тем, что экономический кризис заставил многих более вдумчиво подходить к своим расходам, в том числе на аудит и сопутствующие аудиту услуги. Конечно, такая ситуация открыла новые возможности для многих российских аудиторских компаний», -- замечает Василий Михлин, директор по аудиту группы компаний «Аверс».
Возможности не для всех
В будущем, по крайней мере в ближайшие несколько лет, более устойчиво на рынке будут чувствовать себя опытные и уже узнаваемые средние аудиторские компании. Именно среди них появится больше всего компаний, которые сумеют воспользоваться новыми открывшимися возможностями. Сегодня эти компании уже зафиксировали цены, стали гибче в предоставлении скидок, поэтому в целом у них больше шансов, чтобы сохранить свою клиентуру. По мнению экспертов, даже сдвиг порога обязательного аудита не будет для таких компаний фатальным, хотя и сократит портфель. Эти компании отберут и уже отбирают долю консалтинга у крупных благодаря меньшим часовым ставкам.
«Аудиторские компании, имеющие разветвленную географию филиалов и партнерских организаций, также обладают несомненным конкурентным преимуществом в виде экономии на оплату труда специалистов в регионах», -- считает Ксения Янковская, заместитель генерального директора «АФК -- Аудит».
В целом аудиторы сходятся во мнении, что дальнейшую судьбу рынка аудиторско-консалтинговых услуг определит то, насколько эффективно окажется функционирование саморегулируемых организаций и степень ужесточения законодательства в части ответственности организации за непроведение аудита.