Сбербанк ищет человеческое лицо

СПб. Северо-Западный банк Сбербанка кардинально меняет структуру управления банком. В нем созданы крупные отдельные блоки по работе с корпоративными и розничными клиентами.

С 1 апреля этого года Северо-Западный банк Сбербанка (СЗБС) перешел на новую организационную структуру. Теперь банк, являющийся для банковского сектора системообразующим, будет устроен так же, как большинство частных кредитно-финансовых организаций.
Клиент, а не продукт
Инициатором преобразований во всем Сбербанке является его глава Герман Греф (он разработал стратегию развития банка до 2014 г.).
Пока СЗБС не афишировал результат проведенных реформ. «Основная задача изменения оргструктуры банка -- оптимизация процессов управления, усиление эффективности работы с клиентами», -- рассказал «ДП» Алексей Логинов, председатель правления банка. Главная цель изменений, подчеркивает Алексей Логинов, -- сделать банк ориентированным на клиента, а не на продукт. «Если раньше клиент получал банковские продукты в разных подразделениях, то сейчас действует принцип одного окна. Теперь юридическое лицо получает весь спектр услуг внутри одного подразделения банка», -- поясняет он. В итоге банк планирует сделать обслуживание клиентов более быстрым, избежав очередей в отделениях.
Стали крупнее
До недавнего времени в СЗБС существовало более десятка подразделений (см. схему), в результате реорганизации часть их была упразднена. Вместо управлений в банке были созданы восемь крупных блоков, в том числе блоки «Розничный бизнес» и «Корпоративный бизнес».
Курировать отдельные блоки стали заместители Алексея Логинова: Тамара Цепота -- блок «Розничный бизнес», Олег Филатов -- «Информационные технологии» и операционный, Александр Пустовалов -- «Финансы и риски» и «Развитие и управление филиалами», Алексей Кольчик -- «Корпоративный бизнес», Игорь Воскобойник -- административный блок и «Работа с проблемными активами, безопасность, правовые вопросы».
Без сокращений
Кроме этого, банк планирует оптимизировать затраты на содержание персонала. Герман Греф в своей стратегии-2014 заявил, что работа должна выполняться минимальным количеством людей за минимальное время.
Впрочем, о массовых сокращениях речи не идет, говорят в банке. «Данная реорганизация не влечет за собой сокращения персонала банка. Большинство сотрудников просто сменили подразделение или сферу деятельности внутри банка», -- утверждают в СЗБС. Всего в нем работает 19,5 тыс. человек (данные Ассоциации банков Северо-Запада на 1 января 2010 г.).
Офисы для vip-клиентов
Теперь, учитывая ориентированность банка на клиента, отделения будут «заточены» под определенную категорию клиентов.
В этом году руководство банка определит в Петербурге структуру филиальной сети, она должна состоять из универсальных офисов, подразделений для обслуживания только корпоративных клиентов, предприятий малого бизнеса и точек для обслуживания физлиц.
Кроме того, к концу года СЗБС откроет семь отделений по работе с vip-клиентами, рассказали в банке. Сейчас такой офис уже работает на Михайловской ул.
Неповоротливость
Участники рынка считают, что реформы, которые проводит Герман Греф, пришедший в Сбербанк в 2007 г., могут в итоге побороть неповоротливость банка. Хотя еще недавно для сотрудников Сбербанка клиент был врагом, отмечает Рустам Боташев, аналитик ЗАО «ЮниКредит Секьюритиз».
«Мы перешли на обслуживание в Сбербанк 2 года назад. Наверное, уже тогда на нас обкатывалась новая схема работы. К нашей компании был прикреплен инспектор, который предлагал весь пакет услуг: от кредитования до расчетно-кассового обслуживания», -- говорит Павел Белоусов, генеральный директор петербургской строительной компании «С.Э.Р.» (клиент СЗБС). Однако все равно на объемах, например, ипотечного кредитования эти реформы не скажутся, считает он.
Кто есть кто
Алексей Логинов родился в Ленинграде в 1962 г. Возглавил Северо-Западный банк Сбербанка в апреле 2007 г. До этого руководил Восточно-Сибирским Сбербанком. В Сбербанке работает с 1993 г.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты