Молодые компании используют законы природы, в частности изменчивость и разнообразие, чтобы преуспевать в бизнесе. В теории менеджмента такой подход называют адаптивным.
Методы адаптивного управления практикуются на Западе
с 1990–х годов. Компании внедряют их на разных уровнях:
от управления процессом сборки до стратегии маркетинга. Например, BP
используют принципы работы муравейника для поиска месторождений нефти
и газа, а НАСА — генетические алгоритмы для создания антенны.
Один из российских примеров — социальная сеть
«Вконтакте» и ее экосистема разработчиков приложений. Вместо того чтобы
развивать сайт самостоятельно, создатели сети дали возможность тысячам компаний
писать приложения, попутно зарабатывая деньги. Теперь им остается только
наблюдать за процессом естественного отбора и реагировать, выпуская новые
возможности для программирования.
Байрам Аннаков, генеральный директор компании «Эмпатика»,
считает, что эти принципы применимы в компаниях любого уровня:
«Молодым я рекомендую использовать принципы рекомбинации (применение
генетических алгоритмов) и разнообразия». В своей компании Байрам раз
в неделю записывает подкасты, в которых обсуждает с сотрудниками
разные научные идеи. Обмениваясь мнениями, они генерируют новые знания
и выходят за привычные рамки мышления.
Данис Сулейманов,
генеральный директор «2Nova — Агентство Новых Медиа», считает,
что адаптивность, то есть скорость реакции на внешние изменения,
— это единственный способ справиться с вызовами, которые бросает рынок.
«Меняются технологии, предпочтения потребителей, законодательство, логика
конкурентов. Пытаться предсказать ход событий невозможно. Остается только
адекватно и быстро реагировать», — говорит Данис.
Сейчас он формирует в Петербурге сообщество
предпринимателей и руководителей, которые действуют в духе адаптивного
управления. Он уверен, что от таких людей зависит конкурентоспособность и
прогрессивность городской бизнес-среды.

