Живая организация: сеять, отбирать и развивать

Автор фото: ДП

Молодые компании используют законы природы, в частности изменчивость и разнообразие, чтобы преуспевать в бизнесе. В теории менеджмента такой подход называют адаптивным.

Методы адаптивного управления практикуются на Западе с 1990–х годов. Компании внедряют их на разных уровнях: от управления процессом сборки до стратегии маркетинга. Например, BP используют принципы работы муравейника для поиска месторождений нефти и газа, а НАСА — генетические алгоритмы для создания антенны.
Один из российских примеров — социальная сеть «Вконтакте» и ее экосистема разработчиков приложений. Вместо того чтобы развивать сайт самостоятельно, создатели сети дали возможность тысячам компаний писать приложения, попутно зарабатывая деньги. Теперь им остается только наблюдать за процессом естественного отбора и реагировать, выпуская новые возможности для программирования.
Байрам Аннаков, генеральный директор компании «Эмпатика», считает, что эти принципы применимы в компаниях любого уровня: «Молодым я рекомендую использовать принципы рекомбинации (применение генетических алгоритмов) и разнообразия». В своей компании Байрам раз в неделю записывает подкасты, в которых обсуждает с сотрудниками разные научные идеи. Обмениваясь мнениями, они генерируют новые знания и выходят за привычные рамки мышления.
Живая организация: сеять, отбирать и развивать Живая организация: сеять, отбирать и развиватьДанис Сулейманов, генеральный директор «2Nova — Агентство Новых Медиа», считает, что адаптивность, то есть скорость реакции на внешние изменения, — это единственный способ справиться с вызовами, которые бросает рынок. «Меняются технологии, предпочтения потребителей, законодательство, логика конкурентов. Пытаться предсказать ход событий невозможно. Остается только адекватно и быстро реагировать», — говорит Данис.
Сейчас он формирует в Петербурге сообщество предпринимателей и руководителей, которые действуют в духе адаптивного управления. Он уверен, что от таких людей зависит конкурентоспособность и прогрессивность городской бизнес-среды.