На пути к банкротству

СПб. Учредители ЗАО «Окдайл» подали иск о банкротстве. Долги фирмы невелики, но с запуском поезда РЖД «Сапсан» перспективы частных железнодорожных пассажирских перевозчиков исчезли.

Иск о собственном банкротстве само ЗАО «Окдайл» подало 3 марта. На прошлой неделе к процессу о банкротстве присоединилась также Межрайонная ИФНС России №9 по Петербургу. Ранее налоговики требовали с «Окдайла» 18 млн рублей. Другие кредиторы компании должны заявить о себе до 23 апреля. Пока крупных долгов «Окдайла» в арбитраже не зафиксировано. В основном кредиторами фирмы являются поставщики продуктов питания, их иски редко превышают 1 млн рублей.
Появление исков о банкротстве, по сути, завершает историю первого в РФ частного железнодорожного перевозчика, начавшего работу еще в 1993 г. «Окдайл» основан выходцами из структуры Министерства путей сообщения, которых представляет гендиректор компании Геннадий Венедиктов. Фирме принадлежат сервисные центры на вокзалах в Москве, Петербурге, Бологом и Осташково. Кроме того, «Окдайл» был оператором поезда «Николаевский экспресс» (подвижной состав арендован у РЖД) и туристического поезда, отправляющегося от Витебского вокзала. Также «Окдайл» работал на рынке бортового питания и занимался продажей билетов. Объяснять причины ухода с рынка в компании не стали, вопросы, переданные руководству, остались без ответа.
Эксперты говорят, что с запуском ОАО «РЖД» поездов «Сапсан» частные поезда между Петербургом и Москвой стали бесперспективными. Потратив на проект «Сапсан» около 600 млн евро, РЖД уже запустили пять пар поездов в день, которые ездят между Петербургом и Москвой за 4 часа.
После этого ночные поезда потеряли свою привлекательность. Так, «Николаевский экспресс» с прошлого года уже не ходит. Проект группы «Евросиб» по запуску поезда с двухэтажными вагонами так и остался на бумаге. Из частных поездов остались «Гранд-Экспресс» и «Мегаполис». По данным компаний, продающих билеты, на ушедший вчера ночью «Мегаполис» нераспроданными остались 160 билетов (35%). Эти данные подтвердили вчера и в ООО «Тверской экспресс» (оператор «Мегаполиса»). Комментировать перспективы своего бизнеса в фирме также не стали. Максим Савицкий, глава коммерческого отдела ЗАО «ТК «Гранд Сервис Экспресс», говорит, что его компания также ощущает отток пассажиров, но в сегменте «Гранд-Экспресса» (цена билетов до 33 тыс. рублей) РЖД не являются конкурентом, так что планов по отмене этого поезда пока нет. Вместе с тем обе компании сетуют на тарифную политику монополиста, которая мешает им работать.
«Время дорогих ночных поездов уходит»
Михаил Свердлов, эксперт железнодорожной отрасли, ранее заместитель гендиректора группы «Евросиб»: «Время дорогих ночных поездов уходит, нужны новые технологии, скорости. Частные фирмы не смогли привлечь инвестиции в новый подвижной состав, эксплуатируя старые вагоны. Они останутся в туристическом сегменте, но серьезного бизнеса им уже не сделать».
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты