Пустое брюхо к работе глухо

СПб. В то время как работодатели ищут мотивации для повышения производительности труда, оказывается, что нормальное питание работников способно повысить ее на 20%.

Такие выводы сделали специалисты Международной организации труда еще в 2005 году. Согласно исследованию кадровой политики петербургских компаний за 2009 год, проведенному AVANTA Personnel, в кризис перестали дотировать питание сотрудникам или сократили на это расходы не более 10% работодателей. Для многих самим кормить работников оказалось дешевле, чем пускать дело на самотек, даже в кризис.
«Решение вопроса самими рабочими приведет к неразберихе и срывам производственной дисциплины, -- считает директор по персоналу и соцвопросам ЗАО «ВАГОНМАШ» Марина Новичкова. -- Поэтому сегодня завод дотирует рабочим питание в рабочей столовой примерно на 60-70%».
По словам руководителя хозрасчетного комплекса «Кристалл» (подразделение ЗАО «Металлургический завод «Петросталь»), осуществляющего питание рабочих и служащих, Елены Соломиной, для «Петростали» выгоднее иметь собственное подразделение общепита. Несмотря на то что за обед рабочие и служащие платят из своего кошелька, Елена Соломина поясняет, что существует скрытая дотация. Так как предприятие предоставляет «Кристаллу» оборудованные помещения без арендной платы, а в ценообразование включены только зарплата, налоги, инвентарь, это позволяет предложить комплексный обед из «первого, второго и компота» за 50 рублей. Средняя стоимость обеда по выбору работника составит 100-120 рублей. «Индустриальное питание (питание на промышленных предприятиях. -- Ред.) сложнее и ответственнее, -- считает Елена Соломина. -- Здесь узкий сегмент покупателей, и при невысоком уровне зарплаты рабочие скорее принесут домашнюю еду, чем придут в столовую. Поэтому для создания благоприятного имиджа индустриального питания нужно, чтобы работодатель был социально ответственен перед своими рабочими».
Но если у компании есть удаленные филиалы или график работы плавающий, бывает проще отдать питание персонала в чужие руки. Окончательная цена обеда, если индустриальное питание организует кейтеринговая компания, работникам предприятий обойдется в среднем в те же 100-120 рублей.
Однако, по словам Марины Новичковой, «могут возникнуть проблемы содержания, обслуживания и дотаций».
Надежда Коротовских, директор ООО «АКБЭСТ», где даже в кризис продолжает работать свой повар, считает, что и у собственной столовой, и у кейтеринговых компаний есть как плюсы, так и минусы. «Если есть свой повар, можно и завтракать, и обедать, и ужинать, качество закупаемых продуктов под контролем, -- поясняет она. -- Однако встает вопрос взаимодействия с Роспотребнадзором, нужно быть готовым к проверкам СЭС. Услуги кейтеринга снимают эти вопросы, но возникает сложность при электронном персональном учете корпоративного питания. Если же обеды доставляются, нужно место под хранение и подогрев, а это дополнительные затраты и хлопоты. Но в том, что правильная организация питания очень важна, мы убедились и в своей компании, и там, где помогаем как аутсорсинговая компания ставить этот процесс».