Капкан для руководителя

СПб. Управленческие решения, принимаемые на основе неверных исходных данных, оказываются роковыми для бизнеса. Понимая это, компании тем не менее наступают на те же грабли.

Система показателей во многих компаниях сегодня похожа на самолет, приборы которого показывают вместо скорости и высоты температуру и артериальное давление летчика. Далеко на таком аппарате не улетишь.
Наверное, одна из самых распространенных ошибок в деле построения системы показателей -- слишком большое их количество. Рекорд, с которым мы столкнулись в одном из проектов, -- 29 показателей для средних размеров компании. Показатели не пересматриваются со временем, несмотря на то что реалии бизнеса изменяются. Например, для фирмы задается плановый темп роста в 30%, при этом он не пересматривается даже в кризис.
Другая ошибка -- «что измеряем, то и имеем». Если система мотивации завязана на какой-то показатель, нужно быть готовым к тому, что сотрудники будут соответствующим образом оптимизировать свою работу. В одной IТ-компании ключевым показателем для программистов было количество исправленных ошибок в коде. Совершенно неудивительно, что многие специалисты занимались в основном тем, что генерировали ошибки и их исправляли.
Часто используются показатели, которые объективно трудно измерить и проверить. Например, телекоммуникационные компании используют показатель охвата рынка (при том что в России даже в этой сфере достоверных данных о доле рынка не получить). Надо ли удивляться, что, сложив свои доли, компании с удивлением обнаруживают цифру, заметно превышающую 100%.
Очень распространенная ситуация -- использование для оценки работы отдела показателей, на которые это подразделение не влияет. Например, когда премии отдела продаж привязаны к показателям рентабельности, а не валовой выручки.
Тем не менее показатели нужны, потому что они дают руководителям и собственникам объективную информацию о том, как меняется ситуация: к лучшему или нет, насколько быстро и т.д. При этом необходимо понимать: искаженная информация опаснее, чем ее отсутствие. Не имея информации, мы обычно действуем осторожно. А вот если какие-то данные у нас, как нам кажется, есть и мы им доверяем -- то действуем более решительно. Что рано или поздно приводит к печальным последствиям. Особенно в кризис.
Анна Мирскова, Максим Фуфаев (компания DBC)
Показатели работы должны:
отражать реальное состояние дел
давать возможность контролировать достоверность измерения
быть относительно легко измеримы, не должны требовать существенных усилий при обработке и анализе
готовиться оперативно, без серьезной временной задержки (показатели эффективности по итогам месяца не должны рассчитываться 2 недели)
быть понятны как руководству, так и сотрудникам, которые влияют на эти показатели