Недвижимое ралли

На исходе прошлой недели министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что цены на недвижимость в России, значительно упавшие в кризис, вряд ли вернутся к прежнему уровню и, дескать, не стоит на это рассчитывать.

Более того, если они все-таки вернутся к докризисному уровню, то, по оценке чиновника, это будет тревожным симптомом. Потому что высокие цены вновь могут вернуть российский рынок недвижимости «в ралли, в котором можно проиграть». Кроме того, министр финансов призвал россиян не инвестировать в сферу недвижимости, которая является «самым заминированным полем в качестве активов».
Тезис о том, что рецессия в США, которая вылилась в мировой финансовый кризис, началась именно на превратившемся в мыльный пузырь рынке недвижимости, давно стал общим местом. Поэтому опасения министра вполне логичны. Несмотря на то что Алексей Леонидович практически никак не аргументировал свою точку зрения, его заявление вполне может быть принято к сведению потенциальными инвесторами. Инвесторы -- один из двух фигурантов рынка, благодаря действиям которых цены на недвижимость действительно могут вырасти. Но обычные покупатели разогнать рынок пока не в состоянии из-за высоких ипотечных ставок и низких доходов. А вот пыл инвесторов подобные заявления чиновников высшего ранга охлаждают.
Словесные интервенции второй год остаются единственным реальным игроком на рынке недвижимости. Представители бизнеса разделились на два лагеря: одни с пеной у рта доказывают, что цены будут расти, другие -- что падать. К примеру, в конце 2008 года президент Альфа-Банка Петр Авен заявил, что жилье в Москве переоценено в несколько раз. Чуть позже Олег Тиньков также предрекал обвальное падение на рынке жилой недвижимости. А летом 2009 года представители Сбербанка сообщили об увольнении директора управления финансирования строительных объектов Алексея Чувина, который накануне сделал прогноз о предстоящем осенью 2009 года обвале цен на недвижимость. Обвала не случилось. Впрочем, каких-то других событий на рынке недвижимости тоже не происходит. Но застой, как известно, заканчивается перестройкой.