Дешевле только даром

СПб. Бесплатная раздача материальных благ перекочевывает из социальных проектов в бизнес. В России это происходит на волне нехватки денег, вызванной кризисом, а в мире становится нормой.

Количество коммерческих объявлений со словом «бесплатно» превышает мыслимые пределы.
УК «Теорема» размещает рекламу о бесплатном предоставлении своих участков в Петродворцовом районе для застройки. «Речь, конечно, не идет о бесплатной раздаче в прямом смысле. Этот маркетинговый ход навеян текущей ситуацией. Мы знаем, что у строителей дефицит ликвидности, и наше предложение обратит на себя внимание», -- пояснили в компании. Тем не менее раньше такое предложение даже как маркетинговый ход адресаты вряд ли восприняли бы.
Безвозмездно раздает полноценный авторский курс английского языка автор методики Александр Драгункин. «Помимо денег есть другие выгоды, например продвижение личного бренда», -- поясняет он.
Владельцам карточек магазина «Арома» бесплатно раздают вино.
В социальных сетях существуют десятки групп, пользователи которых делятся советами, как жить бесплатно. По сути, речь идет о том, что если иметь как можно больше информации о бесплатных акциях, то можно свести свои ежемесячные расходы к минимуму.
«Бесплатная раздача не зависит от экономики. Дело в том, что вещи сами по себе как предметы перестали иметь ценность, как раньше. В Средние века стоимость книги приравнивалась к стоимости лошади, а сейчас это ширпотреб», -- говорит Артур Ян, арт-директор клуба Squat, автор акции «Книгообмен».
«Товары часто производятся независимо от того, продаются они или нет. Часть из них является сопутствующими продуктами деятельности компании. Распространяя их бесплатно, компания продвигает бренд, продает информацию вокруг основной деятельности и, собственно, помогает имеющемуся производству. За счет бесплатных продуктов поддерживается присутствие товара на рынке, в информационном поле, а оно стоит дорого. Выгоднее поддерживать соб­ственную известность, чем умирать. Дальше деньги зарабатываются на котировке акций, выпуске ценных бумаг», -- убежден Дмитрий Соловников, директор Санкт-Петербургской гуманитарно-технологиче­ской корпорации.
К бесплатности побуждает кризис, а именно -- большое количество нераспространенных продуктов.
Но общий тренд того, что продукты становятся бесплатными, безусловно, существует, считает он. Бесплатная раздача одного из самых ценных и невосполнимых ресурсов -- земли -- становится глобальной.
В Австралии для решения социальных проблем земля продается по одному доллару за гектар, но бизнес охотно участвует в таких программах.
Выгодно привести людей на землю, чтобы в дальнейшем зарабатывать на них как потребителях сопутствующих товаров: в качестве клиентов банков, магазинов, всей сферы услуг. В Белгородской области есть подобная программа. Бизнес продает квартиры по себестоимости, но окупает проект за счет сопутствующей инфраструктуры.
«Уже давно есть материалы, позволяющие делать колготки, которые не рвутся, недорогие технологии лечения рака и других болезней. Но бизнес никогда не откажется от возможности извлекать как можно больший доход», -- скептично замечает Александр Драгункин.