Акция «Тень гнева»

СПб. В субботу состоялась Всероссийская акция протеста «День гнева». Вопреки ожиданиям политологов митинги ни в Петербурге, ни в других городах страны не стали многолюдными.

Петербургская оппозиция выступила на двух площадках. Правые, около 400 человек, месили рыхлый мартовский снег на юге города, у СКК «Петербургский». Левые, примерно в таком же количестве, митинговали у Финляндского вокзала.
Стоит отметить, что предыдущая массовая акция протеста в Петербурге, организованная противниками «Охта Центра» в октябре прошлого года, собрала почти 3 тыс. человек.
Долой сосулю!
Весенний митинг оппозиции в Петербурге проходит четвертый год подряд. Каждый раз интригой акции становится поведение сотрудников правоохранительных органов. По сравнению с предыдущими годами милиционеров на обеих площадках было очень мало -- по 50-60 человек.
Требования правых были крайне противоречивыми. Как всегда, досталось башне «Газпрома», которую теперь называют «сосулей». Среди лозунгов были: «Нет рейдерам, чиновникам, коррупционерам» (именно так -- через запятую), «Стоимость гаражей бывает только рыночной», «Нет геноциду малого бизнеса».
На митинг в том числе пришли малые предприниматели с Хасанского рынка и даже один директор страховой компании. Он на условиях анонимности рассказал корреспонденту «ДП», что пришел, потому что устал от произвола налоговиков.
На трибуне то и дело появлялись обманутые дольщики и выселяемые жильцы общежитий. Они призывали власть найти управу на инвесторов, а именно «просто отобрать у них наши дома». Это не помешало оратору, только что требовавшему у власти решить его проблему, выкрикнуть лозунг «Матвиенко в отставку».
Также на митинге состоялась презентация совсем нового движения «Белая лента». Его активисты называют себя последователями майора Дымовского и вербуют в свои ряды милиционеров и военных с целью добиться реформы этих ведомств. Движение автомобилистов «Тигр» протестовало против транспортного налога, а представители «Московского чаепития» (противники нового закона о торговле) возмущались, что в Думе нет ни одного истинно народного представителя.
Коммунисты, пришедшие к Финляндскому вокзалу, провели свою акцию под знаком протеста против повышения тарифов естественных монополий.
Кризис не помог
Вопреки ожиданиям части политологов, экономический кризис не стал катализатором протестных движений. Многотысячных акций не случилось. Протесты в Москве, Владивостоке, Иркутске и других городах собрали от 150 до 600 человек в каждом из них.
«Нет прямой связи между экономической ситуацией и количеством недовольных. Если бы мы имели нулевой рост в течение 5 лет, то ситуация воспринималась бы как критическая», -- считает Владимир Гельман, профессор политологии Европейского университета. При цене на нефть в $80 нет повода протестовать, но это не значит, что уровень недовольства властью низкий, полагает он. У недовольных есть другие способы возмущаться -- Интернет, отъезд из страны и т.д. Александр Ходачек, профессор петербургского филиала ГУ ВШЭ, добавляет, что для консолидации протестов были бы более полезными гражданские акции, направленные на конкретный результат, такие как коллективные иски в суд по поводу своевременной уборки снега, произвола ГИБДД и т.д. «Причина общей апатии в том, что все решают проблемы внутри домохозяйства, а не города в целом», -- резюмирует Ходачек.