Время проверки на гибкость

СПб. Компании, способные быстро реагировать на постоянно возникающие новые потребности своих клиентов, заняли лидирующие позиции на рынке юридических услуг.

Сергей Осутин
Председатель совета директоров консалтинговой группы «О.С.В.»
Роста экономической активности в регионе сегодня явно не наблюдается, а кризис, в свою очередь, уже успел внести существенные коррективы в тенденции развития рынка юридических услуг. Резко возрос спрос на так называемые антикризисные услуги. В выигрыше оказались юридические компании, обладающие способностью быстро реагировать на вновь возникающие потребности клиентов.
Например, в последнее время появился спрос на досудебное урегулирование конфликтов, в том числе и на сравнительно новую для России услугу -- медиацию (посредничество). Особым спросом пользуются сейчас медиаторы с юридическим образованием.
Ряд успешных дел, выигранных в последнее время в арбитраже у налоговой инспекции, показал предпринимателям, что суд готов рассматривать государство в лице налоговиков равноправной стороной спора. Соответственно, на рынке появился дополнительный спрос на специалистов по налоговому праву, занимающихся консультациями по исчислению и уплате налогов, налоговым аудитом и правовой экспертизой действий и нормативных актов налоговых органов.
Многие предприятия, решившиеся на увольнение своих сотрудников, только сейчас приходят к пониманию того, какие последствия может иметь неграмотное оформление подобных юридических действий, вследствие чего появилась потребность в консультациях по вопросам трудовых отношений.
Изменения в законе об ООО позволили юридическим компаниям, занимающимся регистрацией предприятий, активно заняться приведением уставов обществ в соответствие с законодательством. Ужесточение миграционного законодательства востребовало на рынке юристов, способных оказывать квалифицированную помощь по законному трудоустройству иностранных граждан. Новые требования закона к порядку ведения реестров акционеров одновременно с усилением административной ответственности обратили внимание предпринимателей на юридические услуги по сопровождению деятельности акционерных обществ. Эта услуга включает в себя подготовку ежеквартальных отчетов, сообщений о раскрытии годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности и т.п.
Инна Коновалова
Руководитель юридического отдела Института проблем предпринимательства
Период, когда выручка от юридических услуг прирастала более чем на 20% в год, прошел. Думаю, что в ближайшие года два рост составит 5-10%, что соответствует общемировым показателям. В прошлом году значительно вырос спрос на услуги по правовой поддержке процесса реструктуризации задолженности, представительству в судебных процессах, сопровождению процедур банкротства, взысканию проблемной задолженности, комплексному правовому анализу и сопровождению сделок по купле-продаже активов.
В этом году спрос на эти услуги, скорее всего, останется на прежнем уровне. Потребность же в услугах по налоговому праву будет только нарастать.
В 2009 году, чтобы соответствовать требованиям клиентов, пришлось оптимизировать процессы оказания юридических услуг, которые стали более узкоспециализированными, ориентированными на решение конкретных задач и проблем клиентов. Изменилась система оплаты юридиче­ских услуг, она стала более понятной для заказчиков.
Что касается субъектного состава клиентов, в прош­лом году он также претерпел существенные изменения. К нам больше обращалось физических лиц, а также представителей крупных иностранных компаний, активно развивающих свой бизнес в России. Предполагаю, что в этом году основными заказчиками наших услуг будут выступать российские компании.
Екатерина Васильцева
Глава Incor Alliance Law Office в Санкт-Петербурге
Российский рынок постепенно преодолевает проблему недооценивания использования правовых инструментов в бизнесе -- экономические проблемы позволили ярче выявить их роль и понять необходимость их постоянного, а не единовременного применения.
Однако активный спрос последних лет на консалтинговые услуги в настоящее время замедлил рост в связи с недостаточно четкой специализацией консалтинговых компаний и заниженными стандартами качества. Проблема качества юридических услуг, к сожалению, лежит глубже, чем активно обсуждаемые сегодня вопросы аттестации, сертификации и лицензирования юристов и юридических компаний. Востребованность юридических услуг привела к тотально низкому уровню юридического образования, предоставляемого многочисленными непрофильными вузами, что в результате негативно сказывается и на качестве предоставляемых услуг, и на законотворческой и правоприменительной деятельности.
Проблема отсутствия специализации также напрямую связана с уровнем образования. Юристов часто сравнивают с врачами, но как не бывает универсальных докторов, так не может быть и универсальных юристов, с легкостью ориентирующихся во всех отраслях права. С наступлением кризиса инкубационный период закончился, и результаты некачественных юридических услуг отчетливо проявились -- сегодня, в условиях развития карательной направленности модернизации законодательства, участники бизнеса нуждаются в повышении стандартов качества и четкой специализации юридических услуг.
Дальнейшее развитие рынка юридических услуг в России зависит от того, насколько оперативно и гибко отреагирует юридическое сообщество на новые потребности бизнеса.
Наталья Малофеева
Заместитель генерального директора компании МКПЦН
В 2009 году увеличился спрос на юридические услуги по сравнению с другими видами консалтинга (консультанты из-за общей ситуации в экономике понесли потери в клиентской базе по аудиторским, управленческим, кадровым, налоговым, бухгалтерским услугам. Это связано, во-первых, с тем, что во многих компаниях шло сокращение персонала, а этот процесс требует грамотного юридического оформления и нередко вызывает судебные споры с бывшими сотрудниками.
Во-вторых, возросло число обращений в арбитражные суды, что объяснялось снижением платежеспособности предприятий, ростом дебиторской задолженности. По статистике Высшего арбитражного суда России в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008-го количество исковых заявлений выросло почти на 52%. Все это увеличило потребность в правовых услугах.
Хотя если рассматривать ситуацию внутри отрасли юридических услуг, то, конечно, кто-то понес потери. Думаю, это прежде всего те, кто был ориентирован на оказание услуг гражданам. Мы пока не привыкли тратить свои личные деньги на юристов, делаем это только в крайних случаях, а уж в период кризиса, когда доходы упали, тем более на этих расходах постарались сэкономить.
Также значимой тенденцией, на мой взгляд, является переориентация клиентов -- юридических лиц с крупных дорогостоящих брендовых компаний, где большую часть цены составляет стоимость именно бренда, на средние и мелкие, которые более мобильны и имеют меньшую стоимость услуг. Переделом рынка этот процесс назвать нельзя, но тем не менее ротация идет.
Все чаще (и в 2010 году тенденция продолжается) средние и мелкие предприятия любых видов деятельности предпочитают не иметь своего юриста в штате, а передавать эту функцию на аутсорсинг. Он выгоден по нескольким позициям. Прежде всего, как ни странно, это стоимость. Она зависит от того, какой набор услуг включен в договор. Если у клиента однотипный бизнес и он работает по стандартным, однажды составленным договорам, которые не требуют особых корректировок, если нет никаких споров в судах, то цена такого пакета будет очень низкой.
Дмитрий Бачурин
Руководитель конторы адвокатов «Бачурин и партнеры»
Тенденции на рынке юридического обслуживания, на мой взгляд, неоднозначны. С одной стороны, компании-клиенты теряют обороты, радикально уменьшились инвестиции, следовательно, сократились бюджеты на юридическое сопровождение, с другой стороны, в условиях массового неисполнения обязательств по­требность в юридическом обслуживании возрастает.
Остаются и «перманентные» проблемы бизнеса: административные споры, налоговые правоотношения -- здесь невозможно обойтись без квалифицированной юридической помощи.
Главное же отличие прошлого года: выросла доля антикризисных юридических услуг -- инициирование и сопровождение процедур банкротства, количество арбитражных исков о неисполнении договора, неплатежах.
За счет всего перечисленного объем рынка юридических услуг уменьшился незначительно.
Мы также наблюдаем, что замедлился рост количества консалтинговых компаний и стало значительно усиливаться влияние на рынке уже известных. Создать серьезную профессиональную юридическую компанию сейчас достаточно трудно, несмотря на обилие высвободившихся корпоративных юристов. Команды создаются годами, внутренняя структура требует долгой «обкатки», к тому же главный вопрос для бизнеса -- поиск клиента -- сейчас стоит остро как никогда.
Причины -- в серьезных изменениях экономики: новые бизнесы почти не создаются, а уже существующие используют проверенных партнеров, у них уже есть перед глазами бренды, которым они доверяют. Причем на первый план сегодня выступают российские юридические фирмы и адвокатские конторы.
Алексей Люкшин
Генеральный директор юридической компании «ЮрСтройКонсалт»
В последний год усилился интерес компаний, имеющих в штате юристов или даже целые юридические отделы, к услугам сторонних юристов, прежде всего бизнес-адвокатов. Объяснить это можно следующими причинами. Руководители компаний не всегда готовы доверять крупные и значимые судебные дела штатным юристам, так как не желают огласки среди своих работников тех или иных обстоятельств. Кроме того, причиной обращения компаний к бизнес-адвокатам является различие в опыте штатного юриста и адвоката.
Нередко конкуренты по бизнесу применяют такой способ борьбы, как обращение в правоохранительные органы с надуманными заявлениями с целью возбудить уголовные дела против руководства компаний. В этом случае, конечно, не обойтись без опыта бизнес-адвоката. Юрист компании не является лицом, которого нельзя допросить в рамках следствия, он обязан будет дать показания как свидетель.
Адвокат же имеет иммунитет в этом отношении, и закон прямо запрещает допрашивать адвоката об обстоятельствах, ставших ему известными при оказании юридических услуг клиенту. При этом закон запрещает не только органам следствия допрашивать адвоката, но и самому адвокату давать такие показания. В случае же попыток понудить адвоката дать показания на его защиту может встать и коллегия адвокатов, и Минюст.
Компаниям, занимающимся бизнесом, нередко приходится общаться с государственными структурами. В нашем направлении это ФРС, КУГИ, КГА и т.д. С нашей компанией сотрудничают бывшие юристы таких госструктур. Иногда бывает проще решить проблему, не выходя в суд, не предъявляя претензии к госструктурам. Есть свои особенности в документообороте, в порядке принятия решений. Знание этих особенностей, регламентов и позволяет решать проблемы во внесудебном порядке.