Cкепсис застройщиков постепенно сходит на нет

СПб. Рынок консалтинговых услуг в сфере жилищного строительства уступает развитию этого направления в коммерческой недвижимости.

Строительные компании до сих пор больше доверяют собственному опыту, нежели советам консультантов по девелопменту.
Исключение могут составить проекты в сфере элитной и загородной недвижимости, где залог успеха — грамотно сформулированная идея, а не только технические характеристики.
Качество проработки
В условиях рынка продуманность концепции позволит повысить статус проекта и его привлекательность в глазах потенциального приобретателя квартиры и в сегменте жилья массового спроса.
«Привлечение консультантов в проекты является необходимым и достаточным условием для повышения уровня профессионализма участников рынка недвижимости, — считает вице–президент ГУД Николай Вечер. — Это в полной мере относится к консалтингу в сфере жилых проектов, качество проработки которых пока существенно ниже, чем в сфере коммерческой недвижимости».
Для Петербурга нехарактерна ориентированность консалтинговых компаний исключительно на жилищные проекты.
Задержка в развитии
Проработка проектов в сегменте жилищного строительства всегда проводилась с учетом национальной и региональной специфики.
Отсюда и берет начало скепсис застройщиков в отношении консультантов, основной пул которых имеет западные корни.
«Рынок недвижимости даже Петербурга и Москвы различается существенно, — констатирует исполнительный директор строительной компании «Ойкумена» Роман Мирошников. — Поэтому вряд ли можно говорить об эффективности международного консалтинга».
Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь», не согласен: «В настоящее время подход к работе у международных и отечественных консалтинговых компаний мало различается. Однако международные компании часто обладают большими финансовыми и кадровыми ресурсами, а также объемом накопленной информации, что позволяет им решать поставленные задачи в меньшие сроки».
«Российские локальные компании обычно лучше разбираются в специфике рынка, тогда как у международных сильнее развито соблюдение принятых в мире стандартов, которые не всегда могут быть удачно адаптированы к российским реалиям», — подтверждает Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC.
Качественный состав
В настоящее время на рынке жилищного консалтинга присутствуют два вида компаний.
Первые — это выросшие отделы маркетинга крупных строительных компаний или крупных брокеров. «Ключевое отличие этих компаний — наличие актуальной информации о текущей ситуации на рынке», — комментирует Ирина Солонова, директор департамента консалтинга GVA Sawyer в Санкт–Петербурге.
Как правило, компании подобного рода занимаются разработкой концепций точечной застройки, конкретного проекта строительства здания, когда собственник четко представляет, что через 2 года начнет продажи, через 4 года закончит стройку.
Второй тип — это крупные международные компании, пришедшие в Петербург 3–10 лет назад.
Они в основном вовлекаются в проекты градостроительного уровня, где речь идет о комплексной и, скорее всего, многофункциональной застройке. Разработка концепции и дальнейшее сопровождение подобных проектов требует прежде всего понимания принципов и основ градостроительства в целом, опыта прогнозирования потребительских предпочтений на период 10–15 лет. (Таков реальный срок реализации крупных проектов от 10 га.)