Управляющий директор по Петербургу управляющей компании Megapolis Property Management Борис Селиверстов раскрыл DPRealty, как удержать в кризис арендаторов, изменятся ли ставки, и покинет ли офисная жизнь центр города.
Какие, на Ваш взгляд, наиболее значимые тенденции были
характерны в 2009 году для рынка офисной недвижимости?
— Наиболее существенные тенденции были сформированы
негативными изменениями в экономике. Произошло существенное изменение
соотношения спроса и предложения, и как следствие — рынок арендодателя
превратился в рынок арендатора. Это привело и к переменам структуры рынка —
изменилась его сегментация. Сегодня в качестве отдельного выделился сегмент
вновь возведенных бизнес-центров, и ставки в них ниже, чем в недавно
построенных. Построенные бизнес-центры стоят пустые, и для того чтобы их
заполнить, владельцы вынуждены демпинговать, чтобы привлечь потенциальных
арендаторов
или переманить арендаторов у конкурентов. Кроме того,
конечно, ценовая политика изменилась. На мой взгляд, произошло снижение ставок в
зависимости от класса бизнес-центра от 20 до 50% вниз. Цены упали, как мне
кажется, до предельно возможных величин.
Какие прогнозы экспертов оправдались в 2009 году, а какие
нет?
— Прогнозов было довольно много. Но на самый главный
вопрос: "Насколько долгим будет кризис?" — ответа нет и сегодня. На мой взгляд,
существенного изменения цен в сторону увеличения происходить не будет года два.
Возможно, произойдут дальнейшие изменения структуры рынка. Дальнейшее падение
арендных ставок, как мне кажется, будет только в отдельных бизнес-ц
ентрах, тех, которые по своим техническим
характеристикам не устраивают арендаторов, или тех, в которых управляющая
компания ведет себя непрофессионально. В целом оправдались
сдержанно-пессимистические прогнозы.
Были ли неожиданные для Вас изменения на рынке?
— Все изменения, с которыми мы столкнулись, были предсказуемы. И в целом те
прогнозы, которые давали наши коллеги на конференциях, форумах и круглых столах,
в СМИ, сбылись. Внезапных откровений не случилось.
А как Вы оцениваете ситуацию заполняемости объектов вашей
компании?
— Меньше всего пострадали те бизнес-центры, которые в начале
кризиса были полностью заполнены. Грамотные управленцы сделали все возможное,
чтобы не потерять арендаторов. Смена офиса всегда связана с дополнительными
затратами: на переезд, на косметический ремонт и обустройство на новом месте. Да
и просто люди по сути своей консервативны и неохотно идут на смену адреса.
Поэтому главной задачей управляющих заполненных бизнес-центров было сохранение
отношений со своими арендаторами.
В результате переговоров арендные ставки снижались до
допустимого предела, предлагались дополнительные сервисы и преференции.
Проблемными стали только те арендаторы, которых удержать было невозможно. Ими
стали компании-банкроты, которые прекратили свое существование, либо те, у
которых бизнес изменился настолько, что они вынуждены были коренным образом
менять свою офисную инфраструктуру. Но найти замену в заполненном бизнес-центре,
с налаженной инфраструктурой все-таки значительно проще, чем заполнять новый
бизнес-центр. Конечно, у нас существовал лист ожидания. Кроме того, можно было
распределить освободившиеся площади между теми арендаторами, которых кризис
коснулся меньше и у кого бизнес развивался.
В новых бизнес-центрах все гораздо сложнее. Здесь приходится
идти на невероятные ухищрения, чтобы привлечь арендаторов. Что это может быть?
Во-первых, это высочайшее качество помещений и сервиса. Во-вторых, собственник
должен проявлять определенную гибкость и предлагать дополнительные услуги,
вплоть до оплаты косметического ремонта, переезда и т. п. В этом случае можно
надеяться, что вновь построенный бизнес-центр постепенно будет заполнен.
Какие инструменты Вы могли бы порекомендовать для удержания
старых арендаторов и привлечения новых?
— Главное — не потерять своих арендаторов. Инструменты
простые: снижать цену, добавлять сервис, брать на себя дополнительные затраты.
Проявлять гибкость в переговорах о размере арендных платежей, учитывать
экономическую ситуацию, в которой оказался арендатор, соглашаться на рассрочку,
проводить реструктуризацию задолженности по арендным платежам и пр. Возможно,
имеет смысл проводить совместно с арендатором работу над уменьшением
эксплуатационных расходов. Например, совместно устанавливать в помещениях
арендаторов инновационное оборудование, которое бы позволило сэкономить затраты
на электроэнергию, отопление, вентиляцию и кондиционирование и прочие.
Как Вы считаете, изменятся ли арендные ставки в этом
году?
— Я не ожидаю существенного снижения. В то же время многое
зависит от сегмента. Сейчас рынок фактически отброшен лет на десять назад.
Сегодня те бизнес-центры, которые были практически никому не нужны, оказываются
востребованными компаниями, столкнувшимися с проблемами в бизнесе или резким
падением оборота. За счет этого может произойти укрепление сегмента
бизнес-центров класса В и С, где цены самые низкие. Я думаю, что, возможно,
произойдут перемены в ценовой политике бизнес-центров класса А, которые введены
уже в эксплуатацию, но стоят пустыми. Но в общем и целом опускаться дальше
ставки не будут. Они сейчас уже несколько месяцев находятся на одном уровне. А
для их подъема, к сожалению, сейчас нет никаких оснований.
Какие объекты стоит развивать сейчас в сфере коммерческой
недвижимости и насколько эффективен, на Ваш взгляд, подход реконцепции объектов
из коммерческой недвижимости в другие?
— О реконцепции сейчас многие говорят. Но проблема в том,
что это достаточно затратное дело и по деньгам, и по процессу согласований,
особенно если речь идет об инвестиционных проектах с городом. Мне кажется, что
сейчас один из вариантов увеличить заполняемость — не отворачиваться от
арендаторов, которым нужны маленькие площади. В этом есть некий потенциал. Те
управленцы и собственники, которые ориентировались только на крупных
арендаторов, сейчас должны менять концепции своих бизнес-центров, то
есть сдавать не этажами, а разбивать офисы на блоки.
Что касается перепрофилирования, то, думаю, что кризис
коснулся в меньшей степени недвижимости небольших объемов и жилья. Сильнее всего
он отразился на больших зданиях и земельных участках. Кардинально революционных
решений, как мне кажется, нет. Может быть, есть смысл рассмотреть возможность
перепрофилирования офисных центров в жилые дома, там, где это возможно. Кроме
того, следует сосредоточиться на проектах меньшего масштаба. Сейчас не время
гигантомании.
Как Вы думаете, сохранится ли тренд по децентрализации офисной жизни
в Петербурге?
— Он сохранится, так как с кризисом никаким образом не
связан. Он связан с тем, что центр города практически весь застроен, свободных
пятен больше нет. И раньше было очевидно, что наибольшую доходность приносят не
бизнес-центры класса А, потому что они требуют больших вложений, больших
сложностей на этапе согласования, получения земельных участков в центре и пр. И
сейчас, когда все считают деньги и снижают затраты, многие акционеры будут
готовы платить за менее дорогие и более удобные офисы, расположенные не в центре
города.
Есть идея создания целых бизнес-парков в районе развязок КАД, на
выезде из города. Как Вы к этому относитесь?
— Идея бизнес-парков на периферии будет работать только в
том случае, если это будет необходимо для бизнеса. Но, как мне кажется, здесь
будет затишье, потому что в связи с кризисом развитие бизнеса притормозилось,
многие потеряли не только темпы роста, но и достигнутые обороты. Поэтому желание
открывать новые направления и развиваться в районе развязок, как мне кажется,
может возникать, но в качестве исключения. В этом вопросе может значительно
сказаться государственная политика и политика муниципальных органов. Сейчас все
большую роль на рынке приобретают либо государственные компании, либо компании,
получающие поддержку государства. В зависимости от этого может достаточно
существенно измениться структура всего рынка и, как следствие, структура рынка
недвижимости.