Арендаторы для арендаторов

Автор фото: Елена Яковлева

Соседями арендаторов офисов в современном бизнес–центре, как правило, становятся многочисленные обслуживающие предприятия. Отсутствие инфраструктурных объектов сегодня считается моветоном.

Арендаторы для арендаторовК таким объектам, прежде всего, относятся рестораны и кафе (иногда по одному на каждом этаже). На первых этажах или в цоколе нередко размещаются spa– и фитнес–центры. Здесь же можно располагаются отделения банков, копировальный центр, юридическая фирма или нотариальная контора. Нередко к услугам арендаторов открыты небольшие магазины, билетные кассы, офисы туристических агентств. В холле расположены терминалы оплаты сотовой связи и банкоматы.
По мнению специалистов компании Colliers International, любой бизнес–центр, может существовать и без объектов инфраструктуры, но при появлении этих предприятий бизнес–центр становится более статусным и востребованным.
"Например, если в бизнес–центре существует острая необходимость в услугах нотариуса, то собственник может Арендаторы для арендаторовнесколько снизить условия аренды для такой компании. Главными тут являются не меркантильный интерес собственника, а его стремление повысить уровень комфорта для основных арендаторов", - считают в Colliers International.
Однако, попасть в бизнес–центр, как правило, могут только предприятия, соответствующие концепции и классу бизнес–центра. По словам экспертов компании Praktis CB, предприятие фастфуда или продуктовый магазин вряд ли смогут арендовать помещение на первом этаже в бизнес–центре класса А или В. Зато банк, как наиболее платежеспособный арендатор и одновременно хорошо дополняющий инфраструктуру объекта, всегда желанный гость.
По наблюдениям специалистов Colliers International, в статусных объектах также предпочитают не размещать разнообразные автоматы, продающие лимонад, кофе, снэки, и платежные терминалы.
Мнение
Катерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН:
"Собственники бизнес-центров, с которыми мы работаем, только сейчас стали приходить к тому, что организация сопутствующих услуг в офисном здании является значительнымпреимуществом. До сих пор наши управляющие не давали никаких льгот для предприятий общепита и сферы услуг. Они, наоборот, старались повысить для них ставки аренды, считая, что, размещаясь в их бизнес-центре, предприятие общепита или сферы услуг получает гарантированных клиентов. Поскольку такие арендаторы не могут платить высокую ставку, они зачастую вынуждены либо отказаться от размещения в БЦ, либо брать в аренду низколиквидные площади. Арендовать хорошее помещение они готовы лишь в том случае, если смогут рассчитывать не только на внутренний спрос, но и на внешний.
Если рассматривать, например, доходы кафе, расположенного в бизнес-центре и во встроенном помещении, то в большинстве случаев они будут сопоставимы. Больший приток посетителей в кафе, расположенное вне бизнес-центра, может быть скомпенсирован высокими расходами на аренду помещения. Однако, каждый случай надо рассматривать отдельно".