Соседями арендаторов офисов в современном бизнес–центре, как правило, становятся многочисленные обслуживающие предприятия. Отсутствие инфраструктурных объектов сегодня считается моветоном.
К
таким объектам, прежде всего, относятся рестораны и кафе (иногда по
одному на каждом этаже). На первых этажах или в цоколе нередко размещаются spa–
и фитнес–центры. Здесь же можно располагаются отделения банков, копировальный
центр, юридическая фирма или нотариальная контора. Нередко к услугам арендаторов
открыты небольшие магазины, билетные кассы, офисы туристических агентств. В
холле расположены терминалы оплаты сотовой связи и банкоматы.
По мнению специалистов компании Colliers
International, любой бизнес–центр, может существовать и без
объектов инфраструктуры, но при появлении этих предприятий бизнес–центр
становится более статусным и востребованным.
"Например, если в бизнес–центре существует острая
необходимость в услугах нотариуса, то собственник может Colliers International.
несколько снизить условия аренды для такой компании.
Главными тут являются не меркантильный интерес собственника, а его стремление
повысить уровень комфорта для основных арендаторов", - считают в
Однако, попасть в бизнес–центр, как правило, могут только
предприятия, соответствующие концепции и классу бизнес–центра. По словам
экспертов компании Praktis
CB, предприятие фастфуда или продуктовый магазин вряд ли смогут арендовать
помещение на первом этаже в бизнес–центре класса А или В. Зато банк, как
наиболее платежеспособный арендатор и одновременно хорошо дополняющий
инфраструктуру объекта, всегда желанный гость.
По наблюдениям специалистов Colliers
International, в статусных объектах также предпочитают не размещать
разнообразные автоматы, продающие лимонад, кофе, снэки, и платежные
терминалы.
Мнение
Катерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН:
"Собственники бизнес-центров, с которыми мы работаем, только
сейчас стали приходить к тому, что организация сопутствующих услуг в офисном
здании является значительнымпреимуществом. До сих пор наши управляющие не давали
никаких льгот для предприятий общепита и сферы услуг. Они, наоборот, старались
повысить для них ставки аренды, считая, что, размещаясь в их бизнес-центре,
предприятие общепита или сферы услуг получает гарантированных клиентов.
Поскольку такие арендаторы не могут платить высокую ставку, они зачастую
вынуждены либо отказаться от размещения в БЦ, либо брать в аренду низколиквидные
площади. Арендовать хорошее помещение они готовы лишь в том случае, если смогут
рассчитывать не только на внутренний спрос, но и на внешний.
Если рассматривать, например, доходы кафе, расположенного в
бизнес-центре и во встроенном помещении, то в большинстве случаев они будут
сопоставимы. Больший приток посетителей в кафе, расположенное вне бизнес-центра,
может быть скомпенсирован высокими расходами на аренду помещения. Однако, каждый
случай надо рассматривать отдельно".