Рекламные партизаны

Москва. Столичные операторы наружной рекламы столкнулись с необычной проблемой: кто–то меняет подлинные плакаты в рекламоносителях на поддельные ради социальной пропаганды.

Например, в известных плакатах с рекламой Google поисковые запросы меняются с настоящих на полушутливо–критические: «ГИБДД без взяток», «Альтернатива на выборах», «Правительство для граждан» (см. фото). Ответственность за замену плакатов уже взяло на себя общественно движение, или, как его представители сами себя называют, «партизанское сообщество» «Овощам.нет», которое на своем сайте (ovosham.net) регулярно публикует отчеты о своих акциях.
Протест молодых
Так, например, активисты движения описывают свою первую акцию: «В Москве были заменены рекламные плакаты Google. Так как визуально плакаты мало отличались от оригиналов... плакаты провисели 3 недели, и сняли их, когда настоящая рекламная кампания Googlе закончилась». По словам активистов движения, для того чтобы произвести замену плакатов, они даже переоделись в униформу сотрудников рекламной компании. Плакаты обошлись партизанам в 3 тыс. рублей. «Все сделано на личные средства», — резюмируют они. Лидеры этого общественного движения тщательно соблюдают правила конспирации: на сайте даже не указаны их имена. А единственный способ с ними связаться — отправить письмо по указанному на сайте электронному адресу — не помог, послание корреспондента «ДП» осталось без ответа. О методах и целях движения на сайте также говорится весьма расплывчато. В графе «Цель» значится «Подумайте», а в графе «Методы» — «Наименее ущербные». Деятельность «Овощам.нет» уже вызвала широкий резонанс в Интернете, в том числе в блогосфере. Причем большинство отзывов об акциях «овощей» — исключительно положительные. «Фактически «Овощам.нет» — это потребительский протест нас, молодых граждан страны. Мы устали от «нью–васюков» и нацпроектов, а хотим простых вещей, о которых интересно написали авторы постеров, пишет в своем блоге пользователь Michelino (mich–v.blogspot.com). — Радует, что этот проект возник не под крылом какой–то партии, а просто как часть сетевого сообщества, которому небезразлична их страна...» Тем не менее не все представители рекламного мира в достаточной степени информированы о деятельности «Овощам.нет». Председатель комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России Андрей Березкин заметил: «Я что–то слышал о подобных случаях в Москве. Надеюсь, что масштабы деятельности этого движения не слишком велики, потому что такие акции наносят репутационный ущерб как операторам наружной рекламы, так и компаниям, чью рекламу меняют. Я уверен, что если несанкционированная замена рекламы будет продолжаться, то операторы «наружки» могут объединиться и, скажем, подать в суд на активистов этого движения».
По словам Андрея Березкина, финансовые потери каждой конкретной компании от таких партизанских вылазок зависят от типа рекламного плаката. «В случае если это плакат, висевший под стеклом, то он, естественно, может висеть и не изнашиваться сколь угодно долго, но при этом и его замена обойдется компании в символические $10–20, — говорит Андрей Березкин. — В случае же если это простой плакат размером 3X6 м без всякой защиты, то он изнашивается за месяц. А срок эксплуатации качественного винилового плаката — до 12 месяцев. Замена таких крупных рекламоносителей обойдется оператору подороже — до $100».
Устроим суд!
Судя по словам опрошенных «ДП» игроков петербургского рынка наружной рекламы, в Петербурге ничего подобного акциям партизан из Москвы не происходило. «Не слышал об аналогичных случаях в Петербурге, — говорит генеральный директор ЗАО «Постер» Кирилл Опарин. — Как бы я отреагировал на подобную акцию в отношении рекламоносителей нашей компании, я судить не буду — я привык решать проблемы по мере их поступления». По мнению генерального директора ЗАО «Корпорация «Руан» Игоря Ананских, то, что делают активисты «Овощам.нет» в Москве,— «ненормально со всех точек зрения». «Уверен, что если бы таким образом кто–то заменил плакаты в рекламоносителях нашей компании, мы бы сразу заметили. Если подобные случаи будут происходить в Петербурге, мы поймаем тех, кто это делает, и устроим показательный суд, — говорит он. — Активисты этого движения нарушают кучу законов, ведь частная собственность есть частная собственность. Если они хотят донести до населения свои идеи, пусть надевают эти плакаты на себя и ходят в них».
$100 в такую сумму оператору наружной рекламы в среднем обходится замена одного рекламного плаката площадью 3Х6 м. Замена плаката поменьше стоит $10–20.
Шутки на грани хулиганства
По словам юриста Алексея Макарова, действия «Овощам.нет» могут быть квалифицированы по статье УК РФ «Хулиганство», предусматривающей лишение свободы на срок до 5 лет.
Участники «партизанского сообщества» «Овощам.нет» уже успели потренироваться на замене рекламных плакатов в метро (см. иллюстрации слева) и на остановках общественного транспорта.
Фото: ovoscham.net